?

Log in

No account? Create an account
записи друзья календарь что за дневник My Website раньше раньше дальше дальше
О позитивной религии - Юрий Тихонравов
философский дневник
yuritikhonravov
yuritikhonravov
О позитивной религии
Коль уж мы заговорили о примерах философской религии, будет полезно вспомнить некоторые факты. Тем более что они крайне редко становятся достоянием сколько-нибудь широкой публики, а иные из них довольно неожиданны.

К таковым можно отнести следующие:
1) позитивная религия вовсе не свелась к чудачеству одного человека, но вылилась в целое движение с международным размахом и политическим влиянием;
2) позитивная религия существует до сих пор;
3) у позитивной религии есть свои храмы, как старые, так и новые, где исполняются семь таинств, предписанных самим основателем.

Считается, что позитивная религия, или религия человечества, была основана Огюстом Контом в 1854 году. У него был преемник - Пьер Лаффит (Pierre Laffite, 1823-1903), возглавивший Церковь Человечества в Париже. В 1869 американский журналист Дэвид Гудман Кроули (David Goodman Croly, 1829-1889) основал Церковь Человечества в Нью-Йорке. Между прочим, его сын Герберт (Herbert David Croly, 1869-1930) стал серьёзным политическим деятелем, одним из основателей американского неолиберализма. В 1878 году Ричард Конгрив (Richard Congreve, 1818-1899) основал Церковь Человечества в Англии, куда входило немало известных учёных. Наконец, в 1881 году Мигель Лемуш (Miguel Lemos, 1854-1917) основал Церковь Человечества в Бразилии.

Последняя оказалась самой многочисленной и влиятельной. Мало кто знает, что Бразилия с 1822 по 1889 год была монархией и именовалась империей. Монархия была ликвидирована благодаря мощному республиканскому движению, лидерами и главными вдохновителями которого были именно религиозные позитивисты (позитивистское общество существовало здесь с 1876 года). К таковым относятся такие выдающиеся личности, как: Бенжамен Констан (Benjamin Constant Botelho de Magalhães, 1836-1891; не путать со швейцарским философом-либералом начала 19 века), крупнейший политический деятель, один из основателей Бразильской республики и авторов её конституции, министр республиканского правительства, военный, ведущий идеолог республиканизма; Кандидо Рондон (Cândido Rondon, 1865-1958), будущий маршал Бразилии и крупнейший исследователь-путешественник; Раймунду Тейшейра Мендес (Raimundo Teixeira Mendes, 1855-1927), математик и философ, глава Церкви Человечества после Лемуша, автор девиза "Порядок и Прогресс", до сих пор красующегося на флаге Бразилии (старейший экземпляр этого флага по сейчас хранится в Храме Человечества в Рио-де-Жанейро).

Кстати о храмах человечества: старейшим из них является именно бразильский, основанный в 1897 году. Там до сих пор проводятся своего рода позитивистские "венчания". В храмах человечества обычно установлены бюсты 13 выдающихся личностей, каждая из которых представляет особое направление прогресса: Моисея, Гомера, Аристотеля, Архимеда, Цезаря, апостола Павла, Карла Великого, Данте, Гуттенберга, Шекспира, Декарта, Фридриха II (видимо, прусского), Мари Франсуа Биша (1771-1802; французский анатом, физиолог и врач), а также Элоизы, подруги Пьера Абеляра. Храм в Рио посвящён Клотильде де Во (Clotilde de Vaux, 1815-1846), возлюбленной Конта, считающейся как бы "духовной матерью" бразильской церкви. Видами храма можно насладиться здесь. Парижская Часовня Человечества, основанная в 1901 году, была устроена по бразильскому образцу.

Это, однако, далеко не всё. В 1978 году, тайно, началось строительство целого храмового комплекса религии человечества в предгорьях Альп, в 50 километрах от Турина. Организовал строительство Оберто Аирауди, лидер религиозной общины Федерация Даманхур, имеющей свои отделения по всей Европе, в Северной Америке и даже в Японии.

В дополнение замечу, что историки философии, например Флоровский, отмечают явные заимствования из Конта у Николая Фёдорова, основателя русского космизма. Так что влияние позитивной религии на современную культуру явно недооценивается.

Tags: , ,

11 толкований | толковать
Comments
(Deleted comment)
yuritikhonravov From: yuritikhonravov Date: June 24th, 2009 09:53 am (UTC) (ссылка)
лично я считаю, что принципиальной разницы между контовской религией и советской идеологией нет, они и произошли из одного источника - французского утопич. социализма (Сен-Симон, Фурье и проч.); всё это попытки ответить на извечные вопросы как-то по-новому
(Deleted comment)
yuritikhonravov From: yuritikhonravov Date: June 24th, 2009 11:03 am (UTC) (ссылка)
нет: то Франсуа Мари Шарль, а то Жан Батист Жозеф, один сын богатого купца, другой сын портного - они даже не родственники, хотя и современники
(Deleted comment)
yuritikhonravov From: yuritikhonravov Date: June 24th, 2009 11:40 am (UTC) (ссылка)
смотря как определять религию
gptu_navsegda From: gptu_navsegda Date: September 11th, 2010 07:28 am (UTC) (ссылка)

отношение Конта к Христу


Конт, Огюст — Википедия

Все решительнее выступая в роли первосвященника, Конт обращается с предложениями и советами к русскому императору Николаю I и к великому визирю Решид-паше, но с особенной настойчивостью старается привлечь на свою сторону орден иезуитов. Находившийся в Италии ученик Конта, Сабатье, получил предписание вступить с генералом ордена в переговоры на следующих основаниях: 1) иезуиты отказываются от этого имени и принимают название игнациане, 2) генерал ордена официально провозглашается главой католической церкви и переселяется в Париж, оставляя папу князем-епископом Рима, 3) «игнациане» вступают с позитивистами в религиозно-политический союз для искоренения протестантства, деизма и скептицизма и для преобразования всего человечества на общих католическо-позитивных началах, и 4) публичное открытие совместных действий назначается на 1862 или 1863 г. Отправленное к генералу ордена, Бексу, письмо в этом смысле осталось сначала без ответа; Бекс даже не слыхал до тех пор имени К., а ассистент его думал, что речь идёт о публицисте К. (см.). Когда дело разъяснилось, Конту было сообщено, что иезуиты, как монахи, не занимаются политикой, а как христиане — не могут иметь религиозной солидарности с людьми, отрицающими божество Христа. Конт не потерял, однако, надежды и заявил, что все-таки намерен вскоре написать воззвание о союзе с «игнацианами». В письме к Сабатье он удивляется отсталости иезуитских начальников, «не понимающих неизмеримого превосходства Игнатия Лойолы перед Иисусом»; для вразумления их он посылает генералу Бексу некоторые из своих сочинений, которые тот оставил неразрезанными.



ответ запоздалый, но поскольку сылка на этот пост висит в википедии, то надеюсь уместный.
yuritikhonravov From: yuritikhonravov Date: September 11th, 2010 08:37 am (UTC) (ссылка)

Re: отношение Конта к Христу

где именно висит ссылка?
gptu_navsegda From: gptu_navsegda Date: September 11th, 2010 08:54 am (UTC) (ссылка)

Re: отношение Конта к Христу

Календарь Конта — Википедия

вставлял ссылку не я:)
From: ex_kosilova Date: June 24th, 2009 02:03 pm (UTC) (ссылка)
вам надо тег ввести: религиозная тератология
yuritikhonravov From: yuritikhonravov Date: June 24th, 2009 02:35 pm (UTC) (ссылка)
а Вы смотрели фильм "Frailty"? он оч. наглядно показывает зыбкость различения уродства и неуродства в области религии; ведь религия и является источником всяких подобных оценок
From: ex_kosilova Date: June 24th, 2009 02:43 pm (UTC) (ссылка)
нет, я в фильмах разбираюсь очень слабо, в отличие от вас.
yuritikhonravov From: yuritikhonravov Date: June 24th, 2009 02:56 pm (UTC) (ссылка)
рекомендую посмотреть - это захватывающий триллер
gptu_navsegda From: gptu_navsegda Date: September 11th, 2010 10:51 pm (UTC) (ссылка)
вообще, вы очень недооценили влияние Конта на русскую философию. для начала советую вам заглянуть по ссылке http://gptu-navsegda.livejournal.com/461240.html и просмотреть весь тэг Конт у меня в жж.
11 толкований | толковать