yuri tikhonravov (yuritikhonravov) wrote,
yuri tikhonravov
yuritikhonravov

Categories:

Молот и серп Оккама

В развитие темы крайнего материализма.

Человек не делает ничего сверх необходимости. Разумеется, не вообще всякий человек и не в каждый момент времени, ведь среди людей встречаются экстцентричные экземпляры и каждый из нас порой совершает иррациональные поступки. Но статистически. То есть в существенном большинстве случаев. А в контексте общей картины и отдельные отклонения зачастую приобретают рациональный смысл.

Когда же она, эта необходимость, над человеком не висит, он быстро сходит с ума, как это произошло с русскими образованными классами в 19 веке, а сейчас происходит с несчастными норвежцами.

Самая жёсткая необходимость - это непосредственная угроза уничтожения или порабощения.То есть когда ты знаешь, что вот сейчас или в ближайшее время придут и тебя убьют или покалечат или сделают рабом, всё твоё заберут и то же самое сделают с твоими близкими - это и есть предельно осязаемая необходимость. Необходимость в собственном смысле слова.

Олицетворением такой необходимости является продемонстрировавшее свою эффективность новое оружие. То есть такое оружие, которое не просто кто-то придумал, сконструировал и воспел, а которое кто-то несколько раз применил в бою с серьёзным противником и победил, причём с громкими последствиями. Так чтоб дошло до людей, у которых нет ни воображения, ни высокого интеллекта, ни мистической интуиции, ни чувства юмора.

В связи с этим пара поправок к историческому материализму Маркса.

1. Способ производства определяется не спонтанным развитием производительных сил, каковое, если и имеет место, то случайно и спорадически. Он определяется целенаправленной разработкой новых видов оружия. Вначале независимо друг от друга народы разрабатывают то оружие, которое максимально эффективно для охоты и рыбалки в их местности. А уже потом развитие отталкивается от того, в чьих руках окажется самое эффективное оружие для борьбы с соседями. Именно это мотивирует на последующий социально-экономический прогресс. Не было бы случаев тотального порабощения или истребления одних народов другими благодаря превосходству в вооружении, не было бы никакого прогресса. Таким образом, общественно-экономические формации следует определять не по господствующей форме собственности, а по определяющему её производству предельно эффективного оружия: колесничная, кавалерийская, артиллерийская и т.п. Сегодня, например, эпоха авиакосмического оружия, которая требует определённой экономики, социальной структуры, способов управления, культурных феноменов и проч. И определённого человека.

2. То, что Маркс назвал "первым производством" - это не только и не столько физическое размножение людей, сколько их воспитание. Всякий особенный способ производства требует наличия и притока определённых типов людей с нужными этому производству познаниями, навыками, установками, физическим развитием и психологией. Например, производство артиллерии такой сложный процесс, он требует вовлечения столь разнообразных специалистов и концентрации таких ресурсов, что для его организации нужен новый тип мастерового, не похожий на старого ремесленника, новый тип финансиста, не похожий на старого менялу, и, конечно же, вообще новый тип - предприниматель, который готов с ноля организовывать новые сложные предприятия, работать с разными людьми, командовать ими, привлекать средства, внедрять новые изобретения и т.п. Всех этих людей надо воспитать. Поэтому в процессе перестройки общества, его переориентации на производство нового оружия, когда постоянно ощущается необходимость в новых людях, меняются и институты, связанные с воспитанием: семья, школа, религия. Они оказываются не элементами надстройки, а важнейшей частью самого что ни на есть базиса, первого производства.

3. Грядущей формацией будет не коммунизм, каковой был лишь вариантом танкового производства, а уже не только предсказанное, но и наступающее информационное общество, то есть общество, ориентированное на производство информационного оружия. Это оружие показало свою эффективность, когда без единого выстрела рассыпался целый блок государств, обладавший ядерными и космическими вооружениями. Причиной тому стало не только развитие необходимых предыдущему способу производства средств коммуникации, но и нарастающая зависимость всего производственного процесса от внутренних установок различных специалистов, а также растущая подверженность этих специалистов различным информационным воздействиям. Прежнее производство нуждалось в людях, которые открыты ко всему новому, постоянно ищут и экспериментируют, и теперь это приобретение стало слабым местом системы. Достаточно умело воздействовать на их установки через новейшие средства коммуникации, и зависящее от них производство развалится, а значит развалится и всё общество. Даже религия становится оружием.

Проблема в том, что когда информационное оружие демонстрирует свою эффективность, поражённые им уже не способны её оценить. Теперь перед обществом стоит задача воспитать таких людей, которые способны манипулировать чужими установками, но сами к таким манипуляциям нечувствительны. На воспроизводство этого типа людей и будет ориентирована новая формация.
Tags: историософия, историческая этология, конструктивная этология, философия хозяйства
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 16 comments