yuri tikhonravov (yuritikhonravov) wrote,
yuri tikhonravov
yuritikhonravov

Categories:

Крайний материализм

Обещанная изостения веберианству, которое есть, несомненно, исторический идеализм.

Кто сильнее, тот и прав. Сила критерий истины. Первейшее подспорье силы - оружие. Помимо безопасности, оно даёт непосредственную власть и возможность присваивать блага чужаков. Оружие сильнейший мотиватор. Ради эффективного оружия можно пойти на многое из того, на что больше ни ради чего не пойдёшь.

Главный показатель силы общества - оружие, которое оно способно производить. Оружие высшая цель любого общественного устройства, все производственные отношения, вся наша жизнь, вся культура и проч. подчинены на самом деле именно этому.

Когда арии смогли создать и произвести боевую колесницу, а также вырастить воинов, умеющих ею управлять в бою, они захватили две трети Евразии.

В 4 веке китайцы создали стремя, но они не смогли вырастить воинов, которые могли бы в полной мере воспользоваться этим колоссальным боевым преимуществом кавалерии. На воспитание таких воинов было ориентировано общество кочевников, и оно стало господствующим на огромных территориях в течение более тысячи лет. Все прошлые формы общественного устройства и культуры были забыты либо адаптированы к новым формам, ко вкусам, обыкновениям и пристрастиям кочевников. В том числе религия. Воин с луком и саблей на хорошо снаряжённой лошади - вот была цель нового устройства. Религия должна была соответствовать жизни этого воина, запрещать то, что ему могло бы помешать, и вдохновлять то, что нужно для его максимального совершенствования.

Так было, пока не была создана пушка. Производство пушек требует совсем другого общественного устройства, других людей, другой культуры, другой религии. Поэтому артиллерия развилась на окраине, там, куда кочевая власть не дотянулась и где она не успела пустить достаточно глубокие корни.

Артиллерийское производство было развито в том числе для защиты от кочевников. Но потом оно вызвало промышленную революцию и переросло сначала в производство танков и самолётов, а затем ракет и космических кораблей. Некоторые кочевые или полукочевые культуры пытались приспособиться к новым условиям, но вскоре отстали. Система поощрения всадников оказалась непригодна для поощрения промышленных классов.

Религия в этих обстоятельствах играет очень важную, но вторичную роль: она отражает тот идеал, который жёстко обусловлен производством оружия. Конечно, можно было бы обойтись и без неё, но человек, который действует только под действием необходимости, всегда будет уступать человеку, который действует ещё и с воодушевлением, зная, что его миссия священна. И, конечно, ему будет гораздо легче, чем человеку другой религии, которая запрещает то, что необходимо, и поощряет то, что мешает. Когда в связи с начатками производства нового оружия постепенно вызревает новый образ жизни, люди, имеющие отношение к идеологии, философы, мистики, поэты, нащупывают новую систему верований, обрядов, запретов и предписаний, которая в наибольшей мере соответствовала бы этому образу жизни, вдохновляла и освящала его. И в конечном итоге появляется новая религия, которая поднимается на щит лидерами нового общества.
Tags: историческая этология
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 22 comments