yuri tikhonravov (yuritikhonravov) wrote,
yuri tikhonravov
yuritikhonravov

Categories:

Крайняя неценность

У всех высших ценностей, включая небытие, есть антипод – состояние, когда у человека нет никаких высших ценностей. Если воспользоваться дистинкцией Вячеслава Иванова, то небытие будет люциферической целью, в то время как отсутствие ценностей – ариманической. Стремление к уничтожению связано со злом и мраком с точки зрения всех прочих ценностей, но оно полно тёмным вдохновением и порождает активность. Лишённость стремлений совершенно пассивна, она непосредственно связана с упадком и разложением.


Giorgi Kadagishvili, Depression, б.г.

Вот собственно против этого состояния и ориентирована возможная философская помощь. Понятно, что оно является первопричиной очень многих бед [может быть, даже всех, чем чёрт ни шутит].

Всю предыдущую историю носители разных ценностей испытывали фобии по отношению друг ко другу и особенно по отношению к нигилизму. Но беда пришла откуда не ждали.


Walter Richard Sickert, Ennui, 1914

Если зафиксировать этот “ариманизм” по образцу из каталога высших ценностей, получится вот что.

Бессмысленность
Общее определение: отсутствие общих побуждений к жизни и деятельности.
Семантическое поле: маета, тоска, прозябание, томление, уныние, бессилие, разочарование, опустошённость, отчаяние.

Противоположность: осмысленность бытия.

Крайние точки шкалы: самоубийство – жизнь за идеал.

Психологическое соответствие: депрессия.

Соответствие в индийской культуре: паримандата (усталость, परिमन्दता).
Соответствие в китайской культуре: ленгмо (безразличие, 冷漠).

Историко-мировоззренческое соответствие: нет.


Andrew Baines, The search for meaninglessness, 2017
Tags: телеософия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments