yuri tikhonravov (yuritikhonravov) wrote,
yuri tikhonravov
yuritikhonravov

Categories:

Созидательство

Созидание – это перевод чего-то, неважно чего, из небытия в бытие, независимо от того, ради чего это делается. Созидание присутствует в нашей жизни не только как подчинённая ценность, как созидание ради чего-то другого, но и как высшая ценность, как созидание ради созидания.

Эту ценность мы можем обнаружить шестью способами.

Во-первых, в обыденном языке. Характеристики “созидательный”, “конструктивный”, “продуктивный”, “творческий”, “креативный” являются безусловно положительными для очень многих вещей, от самых распространённых до самых возвышенных.


Продуктивизм как подход к экономике в противовес консьюмеризму

Во-вторых, в обыденном опыте, особенно детском. Многие из нас переживали эти азарт и самозабвение творчества, строительства или собирания чего-то, когда мы даже не задумывались над тем, какая от этого будет польза и вообще какова будет судьба созданного.

В-третьих, от противного. Cозидание есть противоположность чему-то безусловно плохому – разрушению, распаду, гибели. Созидательство – это антинигилизм.

В-четвёртых, в религиозном опыте. Cвойство созидательности связывается с высшими предметами поклонения. Теистический Бог характеризуется прежде всего как Творец, и творить значит уподобляться Богу. Точно так же и политеистические боги, которые участвовали в сотворении мира. Это не боги ремёсел, которые по определению связаны с какими-то заранее известными пользами. Сотворение мира – это творчество как таковое, запрашивать пользу от которого уже как-то неловко или даже кощунственно.


Пахтание молочного океана

В-пятых, в культурно-историческом опыте. Мы можем найти следы созидания как высшей ценности, то есть созидания ради созидания, в истории. Оно популярно, по крайней мере в Западном мире, примерно двести лет. Поскольку первыми и основными последователями и практиками такой ценности были деятели искусства, она проявилась прежде всего как художественное творчество ради самого себя, как искусство для искусства [L’art pour l'art, Ars gratia artis]. Кандидатами на роль первого, кто ввёл в оборот это выражение, числятся Бенжамен Констан [1804], Туссен-Бернар Эмерик-Давид [1812], Анна де Сталь [1813] и Виктор Кузен [1818]. Разработчиками идеи считаются Теофиль Готье [1834] и Эдгар По [1850]. Движение было связано с эпохой романтизма, когда творец-художник почти обожествлялся уже в силу самого факта творчества. Однако именно эта связь с богемой привела к растворению созидания в эстетизме, то есть в творчестве ради красоты как высшего удовольствия – как самих творцов, так и потребителей их творчества, причём в идеале это одни и те же люди. Мы наблюдаем такое гедонистическое перерождение уже в английском эстетизме второй половины XIX века, начиная с Уолтера Пейтера и Элджернона Чарльза Суинбёрна [1868]. Художественное движение "искусство ради искусства" существует до сих пор, в прошлом году его выставка пользовалась большим успехом в Москве.


Иллюстрация к роману Готье "Мадмуазель де Мопен",
в авторском предисловии к которому выражена идея чистого искусства

Однако уже в наши дни, прямо на наших глазах, происходит возрождение ценности созидания ради созидания в чистом виде – не как искусства, а как жизненной стратегии. То есть, в шестых, мы можем обнаружить данную ценность в актуальном социальном опыте. Современное движение, связанное с созиданием, именуется креативизмом и проявляется в виде ряда сообществ [пример, см. тж. what is creativism и what is a creativist]. Одним из пропагандистов креативизма как образа жизни является некий загадочный франко-болгарский учёный доктор Инов. Пока это выглядит достаточно курьёзно, но сама тенденция серьёзна и может вылиться в значимое культурное движение.

Да и само искусство со времён Марселя Дюшана постепенно избавляется от привычных для себя целей доставлять удовольствие и вообще как-либо развлекать, отделяясь таким образом от шоу-бизнеса.


Обратите внимание на латинскую надпись вокруг головы льва

Нетрудно заметить, что созидание – комплементарная высшая ценность. Она стратегически не противоречит ни одной из девяти ценностей комплементарного круга, но, напротив, дополняет любую из них. Из этого следует, что на её основе в ближайшую сотню лет может возникнуть новая религия или что-то в этом духе. Любопытно, оправдается ли этот прогноз.

Созидание
Общее определение: изготовление чего бы то ни было.
Семантическое поле: творчество, конструктивность, продуктивность, креативность, изобретательство, производство, строительство, собирание.

Противоположность: разрушение.

Крайние точки шкалы: бесконечное творчество – уничтожение.

Психологическое соответствие: творческий зуд (élan créateur, élan vital).

Соответствие в индийской культуре: нирмана (создание, निर्माण).
Соответствие в китайской культуре: чжуанцзянь (созидание, 创建).

Историко-мировоззренческое соответствие: креативизм.
Tags: историческая этология, телеософия
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Биомарксизм

    Почему вообще возможна классовая борьба. Если бы правящие классы были чисто классовыми группами, то есть основанными исключительно на способе…

  • Мысленный социальный эксперимент

    Говорят, какие-то опросы вдруг показали, что где-то в Прибалтике чрезвычайно значительная часть населения положительно относится к советскому…

  • Главная невоенная тайна

    Основной вопрос философии состоит в том, в чём же состоит основной вопрос философии. Это придумал не я, а не кто иной, как Хайдеггер. Я-то считаю,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments