yuri tikhonravov (yuritikhonravov) wrote,
yuri tikhonravov
yuritikhonravov

Category:

Феноменология творения

В феноменологии бытие соотносительная категория: нельзя просто быть или не быть – можно быть или не быть только для кого-то или чего-то. Для наглядности: так же как нельзя просто бить или не бить – бить или не бить можно только кого-то или что-то. Так же как нельзя просто пить или не пить – пить или не пить можно только какую-то жидкость. То есть бытие есть присутствие, а небытие есть отсутствие.

Изолированное от всего, “объективное” бытие или небытие – это нонсенс. Между тем, именно в этом смысле чаще всего понимается творение. Вот есть абсолютная пустота, и Бог создаёт посреди неё своей волей некий объект, который ни с чем не соотносится. И этот объект существует сам по себе, в абсолютной стерильности.


Творчество есть переход из небытия в бытие. С точки зрения феноменологии это не переход от пустоты к существованию какого-то изолированного объекта. Это переход от отсутствия к присутствию. То есть феноменология не предполагает, что изначально существует некое объективное ничто, на фоне которого или, что совсем жутко, из которого Бог творит какие-то вещи и мир в целом.

Феноменология игнорирует эту никому не нужную пустоту. В этом смысле всякое бытие вечно, мир вечен и каждая вещь в нём вечна. Для Бога нет ничего отсутствующего, то есть нет ничего несуществующего. Всякая вещь и мир в целом всегда присутствуют для Бога, они никогда не уходят из Его жизни. Но они могут приходить в жизнь друг друга и уходить из неё. Таким образом, творение есть введение чего-то из бытия только для Бога в бытие для кого-то другого. Ничто не возникает и не исчезает как некое изолированное бытие. Всё лишь входит в другую жизнь или выходит из неё или меняет своё значение в ней. Отсутствующее начинает присутствовать. Присутствующее меняется, порой до неузнаваемости.


“В начале Бог ввёл в присутствие небо и землю”.
“Всё чрез Него начало присутствовать, и без Него ничто не начало присутствовать, что начало присутствовать”.


Таким образом, творение есть как бы представление, интродукция всего всему. Бог учреждает связь всего со всем. В этом мире ничто ни для чего не отсутствует, но всё так или иначе присутствует для всего. Грех же есть отворачивание и игнорирование, как если бы нечто не существовало, то есть было отсутствующим. Грешник ограничивает бытие и воспринимает мир неполным, закрывая глаза на какие-то его части и делаясь добровольно слепым, как в книге “Город и город” Чайны Мьевиля. Суфийское “смотреть глазами Бога” значит воспринимать мир в его полном присутствии, не пытаясь ничего забыть. Нигилизм же есть, напротив, желание забыть всё и желание всё рассоединить до полного взаимного отсутствия.


Первичное, минимальное состояние – присутствие только для Бога и возможность присутствия для всех остальных, possest Николая Кузанского. Невозможность присутствия, невозможность быть рядом с кем-то или с чем-то – истинная, “вторая” смерть. Абсолютная отчуждённость, двойное отсутствие, китайское "у у". То есть это не метафизическая невозможность, а нравственная. Ненависть и отвращение так велики, что ты не можешь терпеть чьё-либо присутствие в своей жизни и своё присутствие в чьей-либо. Такое присутствие могло бы выразиться только как тотальное отрицание и следующее отсюда разрушение.
Tags: философская теология
Subscribe

  • Мысленный социальный эксперимент

    Говорят, какие-то опросы вдруг показали, что где-то в Прибалтике чрезвычайно значительная часть населения положительно относится к советскому…

  • Вагонетка в разных измерениях

    Да они реальной вагонетки в жизни не видели, а ещё рассуждают. Клинический недоразум Иногда вагонетка — это просто вагонетка. Стрелочник…

  • Боэций как комплементарист

    Бла­жен­ство есть бла­го, кото­рое, когда оно достиг­ну­то, не остав­ля­ет желать ниче­го боль­ше­го. Оно…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments