?

Log in

No account? Create an account
записи друзья календарь что за дневник My Website раньше раньше дальше дальше
15 признаков высшей ценности - Юрий Тихонравов — LiveJournal
философский дневник
yuritikhonravov
yuritikhonravov
15 признаков высшей ценности

Высшая ценность
1) является тем, что можно так или иначе пережить в личном опыте (экспириентальность);
2) является тем, с принципиальной неосуществимостью чего невозможно смириться (необходимость);
3) является тем, чему можно посвятить всю свою жизнь и/или ради чего можно отдать свою жизнь (экзистенциальность);
4) может быть главным предметом устремлений, конечной целью всей деятельности (телеологичность);
5) может быть тем, ради чего всё остальное, а не тем, что само ради чего-то ещё (предельность);
6) может быть источником всех оценок, задаёт оценочную шкалу, в рамках которой можно оценить в том числе любое явление или поведение (нормативность);
7) открывает и отражает определённое измерение бытия и определённый аспект личности (онтологичность);
8) может быть усвоена любым разумным существом независимо от его индивидуальных особенностей или принадлежности к той или иной категории (универсальность);
9) независима от обстоятельств и сохраняет свою значимость во всех возможных мирах (аналитичность);
10) задаёт картину мира, а не следует из заранее данной картины мира (метафизическая нейтральность);
11) не может надоесть или как-нибудь ещё обнаружить свою ограниченность (неисчерпаемость);
12) является тем, на чём можно остановиться, может проецироваться в вечность (вечностность);
13) может быть представлена как абсолют за пределами повседневности или природы (трансцендируемость);
14) несводима к другим ценностям, не является производной от них (первичность);
15) является доминантой, вокруг которой сформировались одна или несколько историко-мировоззренческих традиций либо духовных движений (культурно-историческая значимость).

Некоторые пояснения.

Список существенно расширился по сравнению с двумя предыдущими вариантами (здесь и тут), появились новые признаки.

Крайне важна экспириентальность. Если ценность нельзя пережить, это не высшая ценность. Это работает в том числе с теми ценностными проявлениями, которые, казалось бы, уже не имеют к нам отношения. Например, состояние мира вы можете пережить, поэтому можете умереть за мир во всём мире. И состояние единения с бытием вы можете пережить, поэтому можете умереть за экологию. Да, экологическое движение является по своей сути языческим.

Тут существенны два аспекта. Во-первых, экспириентальность означает, что высшая ценность не может быть совершенно отделена от её носителя и быть каким-то абстрактным “положением дел” либо просто какой-то вещью. Во-вторых, она всегда ему понятна по крайней мере на уровне чувств.

Второй новый признак - необходимость. Он означает, что высшие ценности не где-то там за седьмыми небесами. Они в известном смысле насущны, хотя и необязательно в своём предельном виде. Например, многие вполне могут обойтись без власти над миром, но невозможность вообще как-либо влиять на происходящее с вами - это уже нестерпимо. Многие вполне могут обходиться без призвания, но принципиальная невозможность хоть как-то помогать другим невыносима. Все такие состояния расцениваются как ад даже теми, для кого та или иная ценность не является высшей. Данный признак может оказаться чрезвычайно важным для обнаружения новых высших ценностей. Без принципиальной осуществимости чего ещё мы не можем обойтись?


На всякий случай: перечень того, что я считаю соответствующим указанным признакам.

Tags:

20 толкований | толковать
Comments
ivanov_petrov From: ivanov_petrov Date: May 18th, 2019 11:21 am (UTC) (ссылка)
Может быть, тогда стоит дополнить признаками, как отличать ценность от всего другого? А то какая-нибудь материя вполне может оказаться ценностью. То есть - как вся мыслимая совокупность ценностей отделена от всего прочего в мире?
yuritikhonravov From: yuritikhonravov Date: May 18th, 2019 11:39 am (UTC) (ссылка)
Да, надо подумать. Онтология ценностей самая сложная.
Mike Tsayper From: Mike Tsayper Date: May 18th, 2019 11:27 am (UTC) (ссылка)
>невозможность хоть как-то помогать другим невыносима
ну это для кого как

и подчиненность некоторые люди воспринимают как благо
чем меньше решаешь тем лучше, главное чтобы кормили по расписанию
yuritikhonravov From: yuritikhonravov Date: May 18th, 2019 11:38 am (UTC) (ссылка)
Нет, не для кого как. Даже если самому отъявленному эгоисту перекрыть саму возможность помочь другому, он, этот эгоист, будет страдать.

Во втором случае дело не в подчинённости, а в полной беспомощности. В таком положении и самого беспечного человека охватит невероятный страх.
Mike Tsayper From: Mike Tsayper Date: May 18th, 2019 12:20 pm (UTC) (ссылка)
сомнительное утверждение
yuritikhonravov From: yuritikhonravov Date: May 18th, 2019 12:28 pm (UTC) (ссылка)
сомнительное утверждение
staerum From: staerum Date: May 18th, 2019 11:31 am (UTC) (ссылка)
универсальность и аналитичность очень сложные. очевидно, существуют состояния, которые не разделяют любую заведомо определенную ценность или не способны к какому-либо заведомо определенному переживанию, например в силу дефекта восприятия, дефицита опыта, физиологической травмы или биохимических ограничений мозга.
yuritikhonravov From: yuritikhonravov Date: May 18th, 2019 11:38 am (UTC) (ссылка)
Тогда речь идёт не о высших ценностях.
staerum From: staerum Date: May 18th, 2019 04:04 pm (UTC) (ссылка)
Можно ли говорить о высшей ценности животного? Высшей ценности сознания в коме?
yuritikhonravov From: yuritikhonravov Date: May 18th, 2019 04:20 pm (UTC) (ссылка)
Любые разговоры на эту тему будут чисто гипотетическими. Я пытался рассуждать в этом ключе о животных (https://yuritikhonravov.livejournal.com/156605.html) и даже о неживых предметах (https://yuritikhonravov.livejournal.com/222262.html - абз.6), но от каких-то окончательных выводов далёк. Тут и проблема языка, и проблема сознания, и много чего ещё.
sacredcultural From: sacredcultural Date: May 18th, 2019 12:37 pm (UTC) (ссылка)
"может быть усвоена любым разумным существом независимо от его индивидуальных особенностей"
Универсальность? Сомневаюсь. К сожалению, большинство людей не способны к обретению высшей ценности...
yuritikhonravov From: yuritikhonravov Date: May 18th, 2019 02:47 pm (UTC) (ссылка)
Я всё-таки исхожу из того, что разум включает в себя способность усвоить ту или иную высшую ценность. Носитель может не использовать эту способность или не любить её, но она есть. А если он именно не может поставить себе стратегическую задачу, будь то примитивное удовольствие или элементарный контроль, то это заставляет усомниться в его разумности.
sacredcultural From: sacredcultural Date: May 19th, 2019 02:39 am (UTC) (ссылка)
Похоже на то, что те 8 миллиардов, несмотря на принадлежность к homo sapiens и вытекающую из этого одинаковость в своем устройстве (незначительные различия в цвете кожи или черепа не в счет) - ОТЛИЧИЧАЮТСЯ - лишь некоторая доля их имеет в своей конструкции нечто, называемое Искрой Божьей или "меркурианской змеей" или "кундалини". Вещью ("шило в заднице"), подобно огненному столбу поднимающейся внутри вдоль позвоночника и поднимающей сознание за пределы этого мира ("выносящей мозг")...

Представляющей собой Двр свыше - а потому, действительно, являющейся Высшей Ценностью.

"Прекрасного в тебе так тлится много:
Ты божьей искрой свыше наделён".

Еще раз повторюсь: к сожалению этим конструктивной особенностью даром Создатель наделил далеко не всех. Не каждый имеет механизм, с помощью которого можно подняться до уровня богов.

Как не хотелось бы, но в разговоре о Высшей Ценности не обойтись без отсылки к терминам религиозного или эзотерического характера...

Edited at 2019-05-19 02:45 am (UTC)
nekroz From: nekroz Date: May 18th, 2019 01:03 pm (UTC) (ссылка)
Вот есть я. И для меня очень важна этика. При этом все мои размышления об этике ведут к тому, что я осознаю невозможность окончательно определить, что этично, а что нет. Для меня принципиально важно поступать этично, но при этом «этично» - это в сомнениях о том, этично ли ты поступил. Конец сомнений равен концу этичности. Таким образом оказывается, что этичность - моя высшая ценность, но одновременно она принципиально недостижима. Мне кажется, принципиальная недостижимость цели очень важна - это должно быть такое состояние, к которому можно двигаться вечно и приближаться, но не достичь его.
Более того, внутри этичности у меня есть отдельные ценности и я считаю, что в тот момент, когда я одну такую ценность - например, «не убий» - сделаю самой главной и центральной, этичность кончится, потому что какая ж это этичность, когда ты что угодно сделаешь, лишь бы не убить?
То есть этичность для меня одновременно предельна - смысл поступать хорошо в том, чтобы поступать хорошо, но внутри этичности нет никакой главной заповеди, которая была бы предельна. Каким образом это может быть описано в предложенной схеме?
yuritikhonravov From: yuritikhonravov Date: May 18th, 2019 02:54 pm (UTC) (ссылка)
Во-первых, вы проигнорировали моё пояснение. Имеется в виду неосуществимость на любом, даже минимальном уровне, а не только на идеальном, или предельном. То есть если у вас отнять всякую возможность осуществлять какую бы то ни было этичность и эта этичность, что бы она ни значила, действительно относится к высшим ценностям, для вас это будет невыносимо.

Во-вторых, необходимо всё-таки понять, в чём именно состоит эта самая этичность, что значит в ней хорошо и что плохо. В противном случае она не будет отвечать, например, критерию нормативности.
nekroz From: nekroz Date: May 18th, 2019 04:19 pm (UTC) (ссылка)
Не то, чтобы проигнорировал, сколько решил уточнить, что имеется в виду. Стало яснее и тем не менее, мне кажется, что корректнее было бы подобрать другую формулировку, более отчетливую. Высшая ценность должна недостижима, но достигаема - можно к ней приближаться и понимать, что приблизился, но не достигать. Иначе она исчерпаема.
Что до этичности - у меня есть некоторое количество норм, но эти нормы могут и даже должны конфликтовать, создавать дилеммы, иначе это уже не этика, если дилеммы перестают быть таковыми.
yuritikhonravov From: yuritikhonravov Date: May 18th, 2019 04:23 pm (UTC) (ссылка)
Нет, недостижимость идеала вовсе не является обязательным условием высшей ценности и не связана с его исчерпаемостью. Неисчерпаемость проявляется именно при достижении идеала, а бесконечное движение к заведомо недостижимому может и надоесть. Боюсь, то о чём вы говорите, вовсе не является высшей ценностью, так как не соответствует доброй половине критериев.
the_third_way From: the_third_way Date: May 21st, 2019 02:24 pm (UTC) (ссылка)
Ну а список есть "высших ценностей"?

Главная - это продолжение своего рода. Биологический императив. Это неоспоримая высшая ценность, и из-за неоспоримости п.15 становится лишним.
yuritikhonravov From: yuritikhonravov Date: May 21st, 2019 03:08 pm (UTC) (ссылка)
Да, конечно, я дал ссылку в тексте заметки. Воспроизвожу: https://yuritikhonravov.livejournal.com/201619.html
Там и род есть вместе с его п.15.
livejournal From: livejournal Date: May 21st, 2019 06:40 pm (UTC) (ссылка)

Признаки высшей ценности

Пользователь evan_gcrm сослался на вашу запись в своей записи «Признаки высшей ценности» в контексте: [...] чник №3/ [...]
20 толкований | толковать