yuri tikhonravov (yuritikhonravov) wrote,
yuri tikhonravov
yuritikhonravov

Category:

Теологическая предпосылка комплементаризма и телеонавтики

Представим себе, что на свете был бы только один выбор Бог и Его заповеди. Нет в жизни другого блага, кроме Бога. Было бы это правильно? Ведь Бог хочет, чтобы Его выбирали свободно. Но в то же время Бог не хочет соблазнять человека чем-то заведомо дурным и ставить вопрос так: либо Он, либо Его отрицание, то есть зло. Это было бы по сути всё то же отсутствие выбора. Как же быть?

Для этого Бог и допустил комплементарные альтернативы, то есть некие блага, которые отличаются от Бога и Его заповедей, но при этом не отрицают их, а, напротив, дополняют. Эти дополнительные блага могут быть выбраны наряду с Богом и способствовать исполнению Его заповедей, но они сами по себе настолько хороши, что человек в принципе может выбрать и только их, не выбирая Бога (а также может выбрать Бога, не выбирая их). Таким образом человеку дана свобода, но в то же время эта свобода не предполагает непременного уклонения человека во зло.


семь добродетелей

В условиях некоторого множества комплементарных (дополнительных) благ Бог для человека является в свободе, как и положено. Так или иначе навязываемое благо всегда теряет в своей благости. Достаточно вспомнить тех, кто ненавидел марксизм и всё левое, когда те были советской обязательностью, и со страстью обратился к марксизму и всему левому, когда те стали всего лишь личным выбором, причём не самым популярным. Абсолютное же благо должно являться в абсолютной свободе.


Не только прямое государственное давление является убийцей свободы. Свобода вообще является чрезвычайно нежной субстанцией, её могут повредить очень многие моменты: например, та же популярность или, скажем, условность выбора. Мы помним, что не только советская однопартийная, но и американская двухпартийная политическая система производили впечатление несвободы. Это сейчас между двумя партиями оформились явные различия и даже противоречия, а ещё совсем недавно всё это можно было разглядеть только под микроскопом. Поэтому о свободе политического выбора в Америке можно было говорить саркастически. Ради истинной свободы избираемые блага должны действительно, ощутимо различаться и в то же время быть сопоставимыми по мощи.


семь китайских богов счастья

Ещё одним фактором упадка свободы можно счесть привычку. Когда для вашего выбора в течение долгого времени тасуются одни и те же возможности, это не только надоедает, но и начинает производить впечатление несвободы. В конечном итоге все дополнительные блага как бы сливаются в одно и воспринимаются как чисто техническая, формальная альтернатива. “Знаем мы все эти варианты”. И тут даже их дополнительность, которая изначально является как раз условием свободы, превращается в маркер противоположного: дескать, всё это подстроено, все давно договорились, “судьи куплены” и так далее. Так что выбирающие начинают склоняться к чему-то, что лежит вне системы взаимного дополнения, то есть уже собственно ко злу. Именно этим можно объяснить растущее внимание к нигилизму, к отрицанию все благ, включая и затерявшегося среди прочих Бога.


Бог, не являющийся человеку в абсолютной свободе, перестаёт быть для человека Богом. Он становится чем-то другим: предметом страстного отрицания, безразличия, лицемерия или даже идолопоклонства. Поэтому состав дополнительных благ должен постоянно расширяться, обновляться. Эта необходимость придаёт новый смысл выражению “философия служанка теологии”. Философия, пользуясь разными источниками, должна постоянно обогащать свободу постигать и выбирать Бога, поставляя всё новые дополнительные блага или хотя бы их тени, намёки на них. Таким образом свобода выбора будет защищена от рутинизации.


Впрочем, речь может идти не только о тех благах, которые находятся в отношениях дополнения с прежними. Помимо дополнения и отрицания, между благами могут быть и другие отношения: например, нейтральность, когда они могут как стратегически дополнять, так и отрицать друг друга, то есть когда они стратегически друг друг безразличны. Конечно, если какие-то люди сделают эксклюзивный выбор в пользу таких благ, это может увести их от Бога. Но в то же время чей-то неправильный выбор может оказаться необходимым, чтобы множество других сделали правильный выбор и чтобы этот выбор осуществился.
Tags: комплементаризм, телеософия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments