?

Log in

No account? Create an account
записи друзья календарь что за дневник My Website раньше раньше дальше дальше
Государство Израиль как христианский проект, части 1-2 - Юрий Тихонравов
философский дневник
yuritikhonravov
yuritikhonravov
Государство Израиль как христианский проект, части 1-2
Манипулировать другими могут лишь те, кто видит место этих других в каком-то своём проекте. Причём место это должно хотя бы по видимости не противоречить интересам этих других, поскольку в таком случае они будут активно сопротивляться, а совпадать с этими интересами, чтобы они сами активно шли навстречу манипуляции и даже думали, будто действуют самостоятельно. Именно поэтому сегодня истинными субъектами истории, под чью дудку пляшут все остальные, являются носители философии призвания, то есть христиане. Своё собственное призвание они видят в помощи другим осуществить их призвание. Для христиан важно, чтобы, например, и другие религии также осуществили своё предназначение, ведь каждая из них зачем-то существует, зачем-то предусмотрена провидением. Вот почему они, вольно или невольно, вносят такой вклад в развитие языческих, буддийских и даже мусульманских общин. То же самое можно сказать и об иудеях. Все эти теоретики "еврейского заговора", воображающие, будто "евреи правят миром", упускают из виду одно обстоятельство: своим нынешним положением евреи обязаны христианам, последние 200-300 лет они находятся под определяющим влиянием христианской культуры и, главное, делают то, что запланировали христиане. Обоснованию этого тезиса и посвящен данный очерк.


1. Лиса и виноград Евреи и Палестина

В 135 году н.э. язычники-римляне подавили очередное восстание иудеев, уничтожили значительную их часть, запретили им селиться в Палестине и даже появляться в Иерусалиме, который был переименован в Элию Капитолину и превращён в римский город. На месте Храма было воздвигнуто святилище Юпитера; там, где некогда находилась Святая святых, была установлена конная статуя императора Адриана. "Земля обетованная" была заселена другими народами, а евреи оказались в рассеянии (галут). Почти сразу после этих событий, а может, и чуть раньше - после разрушения Храма в 70 году, в молитву Амида, которую иудеи читают трижды в день, была включена бенедикция киббуц галуйот - обращенная к Богу мольба о возвращении евреев в Палестину: «Собери нас вместе с четырёх концов земли в страну нашу». С этих пор киббуц галуйот (קִיבּוּץ גָּלֻיּוֹת; буквально "собирание изгнаний") стало сокровенной мечтой иудеев. Эта мечта, связанная и с восстановлением еврейского государства, настойчиво повторяется уже в Талмуде: «Велик киббуц галуйот, как день сотворения небес и земли» (Псах. 88а). Создатели Талмуда считали галут временным явлением, они видели главное зло галута в том, что евреи не сосредоточены в одном месте, а рассеяны среди народов, подобно «зёрнам, разбросанным во время веяния лопатой, и ни одно зерно не ложится рядом с другим» (Сфира, Бе-хуккотай 6). Страдание, причиняемое галутом, равно всем другим мукам вместе взятым (Сиф. Втор. 43); оно «подобно смерти и бездне» (Мид. Пс. 71:4). В изгнании Израиль нищий (там же 9:15), лишённый всякой гордости (Хаг. 56). Сама душа еврея поражена галутом, она становится «нечистой от мерзостей» (Песнь Р. 8:14). Шхина «стонет, как голубица», и Всевышний «рычит, как лев», сокрушаясь о разрушении Храма и об участи сынов Израиля (Бр. За). В соответствии с этим некоторые средневековые раввинские авторитеты, например Нахманид, провозглашали проживание в Палестине одним из важнейших предписаний еврейской религии. В начале 17 века Иехуда Лива бен Бецалель из Праги писал: «Состояние изгнания - это изменение и отклонение от порядка, ибо Всевышний поместил каждый народ на соответствующее ему место... Согласно естественному порядку, пригодное для евреев место - Эрец-Исраэль, где они должны жить как независимый народ».

Однажды уничтожив еврейское государство, римляне не имели никаких оснований менять своё решение. Однако победное шествие христианства заставило рассматривать иудаизм как карту в игре против "галилеян". Языческий император Юлиан Отступник решил использовать иудеев в своей борьбе против христианства. Он считал иудаизм одной из языческих религий и, дабы упрочить его положение, а также чтобы досадить христианам, опровергнув пророчество Иисуса относительно иерусалимского Храма (Лук.21:6; Мф.24:2), он в 363 году распорядился восстановить его, а евреев вернуть в Палестину. Однако планам этим не суждено было сбыться. Римские авторы сообщают о пожаре на руинах Храма и даже о землетрясении, которые случились сразу после начала восстановительных работ. Наконец, сам Юлиан погиб, и все работы были прекращены.

В 394 году Феодосий сделал христианство государственной религией Римской империи, и Палестина примерно на 250 лет оказалась под властью христиан. Уже через 44 года, в 438 году, благодаря деятельности императрицы Евдокии евреям было вновь разрешено проживать в Иерусалиме, отстроенном и значительно расширенном ею. Ещё через 10 лет некий критский иудей объявил себя Моисеем и обещал многочисленным евреям острова чудесным образом переправить их в Палестину. В назначенный день он приказал своим последователям броситься в море, где большинство из них и погибли.

Это была первая из известных нам попыток иудеев осуществить свою религиозную мечту. И она очень показательна. Все последующие 1400 лет ситуация с возвращением характеризовалась этим же настроением - безысходностью. Мы видим невозможность вернуться, даже если бы было желание, и нежелание вернуться, даже если бы была возможность. Единичные попытки воссоединиться неизбежно наталкивались на непреодолимое противодействие хозяев Палестины, в основном мусульман, а сам характер этих попыток и отношение к ним большинства евреев свидетельствовали о том, что они и не верят в их осуществимость.

В 614 году персы под предводительством Хосрова II заняли Палестину, что сопровождалось кровавой резней и разрушением христианских святынь; патриарх был уведён в плен. Евреи видели в персах избавителей, поддерживали их и сыграли в избиении христиан чуть ли не главную роль. За помощь при взятии города персы передали Иерусалим евреям, во главе которых стоял Нехемия бен Хушиэль. Византийцы вернули Палестину лишь 629 году. Но уже в 634 туда вторглись арабы. Халиф Омар велел построить на месте Храма мечеть.

Что сделали евреи, чтобы вернуть свою страну? Ортодоксальные ничего. В середине 8 века было поднято два сектантских восстания: в Сирии, под руководством некоего Серини, или Серенуса, и в Персии, под руководством Абу Исы ал-Исфахани. Оба они отвергали некоторые предписания раввинистического иудаизма, оба верили в скорое возрождение Изралия и оба погибли. Абу Иса в бою на севере Ирана, а сирийца, объявившего себя мессией, схватили и выдали евреям же для наказания.

Следующий эпизод относится уже к 10 веку. Примерно в то же время, когда мусульмане и евреи Палестины учинили совместные антихристианские погромы, разграбили и сожгли Церковь гроба Господня и другие святыни (во время погрома 966 года Иерусалимский патриарх был убит, а труп его сожжён), в Иерусалиме стали селиться участники движения Авелей Цион, "Скорбящие по Сиону". Это движение было основано примерно за 100 лет до того ещё одним сектантом, персидским караимом Даниэлем Ал-Кумиси, призывавшим евреев вернуться в Палестину и посвятить свою жизнь изучению Торы и оплакиванию разрушенного Храма. В 1096 году евреи и христиане города Салоники сообщают о появлении пророка Илии и о всевозможных знамениях и чудесах. Евреи, ожидавшие немедленного избавления, забросили свои повседневные дела и стали готовиться к возвращению в Палестину. В 1121 году караимский кохен Шломо объявил, что через два с половиной месяца все евреи соберутся в Иерусалиме, ибо он сам и есть тот человек, которого ожидает народ Израиля.

Только в период крестовых походов, когда в Европе христианские власти едва удерживают фанатичные толпы от уничтожения евреев, а Палестина то и дело переходит из рук в руки, впервые фиксируются попытки ортодоксальных иудеев заняться возвращением в Святую землю. Первой ласточкой стал знаменитый поэт и мыслитель из мусульманской Испании Иехуда ха-Леви. Однажды ему было видение, что избавление придет в 4890, то есть в 1130, году. Он сам отправился в Палестину, но умер в Александрии, так и не доехав. В 1209-1211 годах в Палестину прибыли 300 раввинов из Франции. В 1267 году там ненадолго поселился Моисей Нахманид, первый раввинский авторитет, провозгласивший заселение Палестины одним из важнейших предписаний иудаизма.

Затем мы наблюдаем перерыв вплоть до конца 15 века, когда встала на ноги европейская христианская цивилизация. В 1488 году Палестины достигает известный толкователь Мишны Овадия бен Аврахам Яре Бертиноро. Он становится духовным руководителем иерусалимского еврейства, объединяет общину, угнетаемую извне и раздираемую внутренними противоречиями, разрабатывает общинный регламент и берёт на себя обязанность сбора пожертвований в Италии. Это обеспечивает почву для поселения в Палестине еврейских изгнанников из Испании и Португалии на рубеже 15-16 веков. Тогда же появляются различные авантюристы, возбуждающие среди евреев мессианские чаяния. Наиболее яркими из них были Давид Реувени и Шломо Молхо. Они были приняты при дворах различных европейских государей, венецианский совет назначил комиссию для рассмотрения предложений Реувени, а на одном из приёмов он даже пообещал посланнику султана Феса, что евреи отнимут Палестину у мусульман. Кончилось это, однако, казнью обоих авантюристов.

Наконец, по крайней мере однажды была предпринята попытка воссоздать в Палестине еврейский политический центр: деятельность влиятельных португальских евреев Иосефа и Грации Наси (у обоих были и христианские имена: Жуан Мигес и Беатриса де Луна) по восстановлению и заселению Тверии в середине 16 века. Зимой 1564-65 года, когда было закончено восстановление разрушенных стен Тверии, Иосеф Наси обратился с письмом к еврейским общинам Италии, призывая их членов селиться в Тверии. Но противодействие местных арабов, а также придворные интриги помешали дальнейшей деятельности Наси в этом направлении.

В середине 17 века в Палестину отправляются беженцы с Украины. А в конце столетия разворачивает свою деятельность проповедник мессианского пробуждения Иехуда Хасид ха-Леви. По его инициативе из Германии и Австрии в Палестину отправились примерно 1,3 тысячи человек (крупнейшая алия ашкеназов), из которых около 500 человек умерли в пути. Иехуда Хасид прибыл в Иерусалим в 1700 году и спустя несколько дней внезапно скончался. После нескольких лет пребывания в стране между его последователями вспыхнули ссоры. Часть осталась в Палестине, некоторые вернулись в Европу. Новая волна появилась лишь в конце 18 века: хасиды и митнагеды из России и Польши.

Общая вялость попыток вернуться в Палестину и таким образом осуществить заповедь своей религии объясняется не только безнадёжностью этого предприятия в глазах большинства иудеев, но и их нежеланием его осуществлять. Вот почему первые выступления провозвестников сионизма были встречены подавляющим большинством евреев равнодушно или враждебно. На протяжении нескольких десятилетий их идейное влияние оставалось ничтожным, а практическая деятельность безрезультатной. Поселенческие общества, основанные Иехудой Алкалаем в 1851-52 годах, почти сразу прекратили своё существование. Сходная участь постигла Общество по заселению Палестины, созданное в 1860 году. Несмотря на участие в работе общества Цви Хирша Калишера, Элияху Гутмахера, Моисея Гесса и других видных поборников идеи возвращения к Сиону, оно не смогло решить ни одной практической задачи и в 1864 году распалось. Центральный комитет по заселению Палестины, основанный Калишером в Берлине в 1865 году, также не смог ни привлечь сколько-нибудь значительное количество сторонников, ни создать фонд, который финансировал бы переселение евреев в Палестину. 1-й Сионистский конгресс 1897 года планировался в Мюнхене, но из-за противодействия иудейской общины был перенесён в Базель. В 1912 году было основано ортодоксальное движение Агуддат Исраэль, считающиее сионизм губительным для еврейства, а в 1931 году из него вышла Наторей Карта - община, считающая функционирование государства Израиль богопротивным делом. Её участники отказываются получать израильские удостоверения личности, не признают израильские суды и бойкотируют выборы.


2. Воля христиан к созданию Израиля - идейная и практическая

Если до 16 века воссоединение евреев в Палестине было безнадёжной фантастикой и в него никто особенно не верил, в том числе среди самих евреев, то с этого времени надежда на него постепенно приобретает всё более реальный характер и в конечном итоге осуществляется. Что же произошло? А просто за дело взялись христиане, для которых преображение реальности, связанное с видимыми её изменениями, является важнейшим посылом их религии. Если христиане что задумали, то они действуют и добиваются результата.

Главным мотивом участия христиан в судьбе евреев и Палестины стал хилиазм (милленаризм) - идея, высказанная ещё в первые века христианства такими авторами, как Папий Иерапольский, Юстин Философ, Ириней Лионский, Тертуллиан и другие. Согласно этой идее, долг христианина приближать второе пришествие Христа и следующее за ним тысячелетнее мессианское царство, а одним из главных признаков наступления этого царства является воссоединение евреев на их библейской родине и их обращение в христианство. Всё это базируется на толковании ряда мест Нового Завета, особенно Отк.20:1-7 и Рим.11:26, а также на соответствующих ветхозаветных пророчествах, особенно Втор.30:3-5; Лев.14:2, 26:40-44, 27:13; Иер.33:7, 15-17; Иез.20:41-44; 37:21-22; Ис.43:5-9 и др., разделяемых и самими иудеями. В хилиазм верят не все христиане: католики после подавления ряда средневековых хилиастических движений в конечном итоге от него отказались, православные оставили вопрос открытым, а вот многие протестанты посчитали его безусловным руководством к действию.

Соответственно, уже в 16 веке получило распространение буквальное толкование Рим.11:26 («Итак, весь Израиль спасется...»), предполагающее обращение всех евреев в христианство. Первым об этом заговорил Теодор Беза, преемник Кальвина в Женеве. В 1589 году в Англии был сожжён Фрэнсис Кетт, веривший что Библия пророчествует о возвращении евреев в Палестину. Уже на следующий год с богословским обоснованием данной идеи выступил Эндрю Уиллет. В 17 веке эту работу продолжили Иоганн Кокцей, Пётр Серрарий, Гейсберт Воэций и Иоганн Хорнбек в Нидерландах, Томас Брайтмен, Джозеф Мид, Френсис Ли и Уильям Твисс в Англии, Иоганн Альстед в Германии, Жан де Лабади в Швейцарии, Пьер Жюрье и Исаак де ла Пейрер во Франции. Последний впервые высказал мысль, что воссоединение евреев в Палестине может пройти и без их обращения в христианство. А Жюрье заявил, что евреи не только вернутся в Иерусалим, но после принятия ими христианства вместе с мессией будут править миром.

Следует отметить, что большинство мыслителей этого толка были к тому же видными общественными деятелями, лидерами религиозных групп, дипломатами и проч. и зачастую располагали серьёзным организационным ресурсом. Очень быстро идеи приближения тысячелетнего Царствия Божьего путём способствования возрождению Израиля стали обретать реальные политические черты. В 1621 году Генри Финч, член палаты общин, заявил, что Господь благословит те народы, которые окажут поддержку евреям. Подобные взгляды стали особенно популярны во время Английской революции и накануне принятия указа, разрешавшего евреям вновь селиться в Англии (1655).

В 1733 году Исаак Ньютон истолковал библейскую книгу пророка Даниила в том смысле, что прочие нации должны помогать евреям вернуться на их землю. В этот же период развернуло свою деятельность "Движение за восстановление (Израиля)" во главе с однофамильцем знаменитого учёного Томасом Ньютоном, епископом бристольским. В этом сообществе состояло множество богословов, писателей и политиков. В 1799 году другой известный учёный и религиозный деятель Джозеф Пристли опубликовал книгу, в которой обратился к евреям касательно Палестины: "...земля ждёт обработки и готова принять вас, но она под властью турок. Эта власть должна пасть. Поэтому я усердно молюсь за её крах". Затем последовала книга Томаса Уизерби, предложившего Англии стать "новым Киром" - орудием Господа по возрождению евреев на их земле. В 1819 году появилась еще одна книга: Теэтет, "Призыв к христианам и евреям", в которой автор призвал обе стороны объединить усилия по восстановлению Израиля.

Тем временем французская правительственная газета «Монитор», май 1799 года, сообщила о манифесте императора Наполеона, обещавшем восстановить еврейское государство, его столицу Иерусалим и Иерусалимский Храм. Он со своей армией в этот момент находился как раз в Палестине. Наполеоновские планы, однако, были сорваны сопротивлением турецких войск, и французы, понеся большие потери, в том же году вернулись в Египет.

19 век ознаменовался окончательным оформлением христианского сионизма. У его идейных истоков стоит влиятельный богослов, англиканский священник Джон Нельсон Дарби, который дал развёрнутое богословское обоснование концепции существования особого плана Бога по отношению к иудеям. Сторонники Дарби в Англии и Ирландии создали в 1831 году независимую общину. В 1839 году Церковь Шотландии направила Эндрю Бонара и Роберта Мюррея Мчейна в Палестину рассмотреть условия жизни евреев на этой земле. За публикацией их доклада последовал "Меморандум к протестантским монархам Европы за восстановление евреев в Палестине". В августе 1840 года "Таймс" сообщила, что британское правительство рассматривает этот вопрос. За 2 года до этого, в 1838 году, 7-й лорд Шефтсбери, выдвинувший лозунг "Земля без народа - народу без земли", убедил лорда Пальмерстона, министра иностранных дел, учредить в Иерусалиме консульство. Сразу же после этого там же был учреждено англиканское епископство во главе Майклом Соломоном Александером. В 1845 году вышла книга британского полковника Джорджа Голера, в которой обрисовывались перспективы возрождения Палестины усилиями трудолюбивых евреев. В 1852 году он основал Ассоциацию развития еврейского поселенчества в Палестине. Парижский трактат 1856 года дал право евреям и христианам свободно селиться там. В 1877 году премьер Дизраэли опубликовал статью "Еврейский вопрос и Восточный вопрос", в которой заявил, что в течение 50 лет миллионный еврейский народ будет возрожден на земле Палестины под британским протекторатом. В 1876 году английская писательница Джордж Элиот, набожная христианка, выпустила роман «Даниэль Деронда», в котором отстаивала право евреев на собственное государство. Надо заметить, что за 8 лет до этого в романе "Испанский цыган" она выступала за создание государства цыган в Африке.

В 1879 году, имея на руках рекомендательные письма лордов Биконсфилда и Солсбери, в Палестину отправился Лоренс Олифант, английский писатель и путешественник, христианский мистик и член британского парламента. Представленный им план поселения евреев в Гиладе был одобрен турецким правительством, но отклонён султаном. Олифант, будучи распорядителем фонда лондонского муниципалитета, оказывал денежную помощь евреям-беженцам в Галиции, убеждал их в целесообразности переселения в Палестину и предпринял неудачную попытку повлиять на представителей Всемирного еврейского союза с целью присоединиться к этой деятельности, а не направлять еврейскую эмиграцию в США. В том же году Олифант возобновил переговоры с турецкими властями. Министр иностранных дел Саид-паша счёл этот план практически осуществимым и выразил желание совместить его с проектом строительства в Палестине железной дороги. Однако в связи с ухудшением англо-турецких отношений переговоры прекратились. В 1886 году Олифант поселился в Хайфе. Несмотря на погружённость в религиозный мистицизм, он продолжал оказывать практическую поддержку первым еврейским поселенцам в Палестине. Его секретарём и переводчиком был Нафтали Герц Имбер, автор государственного гимна Израиля.

Важнейшую роль в развитии не только христианского, но и еврейского сионизма сыграл Уильям Хехлер, англиканский священник немецкого происхождения. В 1897 году, после страшного разочарования от встречи с турецким султаном, Теодор Герцль стал сомневаться в будущем сионизма. Однако в этот момент Хехлер, прочитавший герцлевское "Еврейское государство" и искавший его по всему свету, нашёл лидера еврейских сионистов и воодушевил его на новые попытки. Он организовал встречу Герцля с кайзером. Герцль готовился к этой встрече несколько недель, собирая аргументы для германского монарха, однако с её началом он не успел произнести и слова, как присутствовавший там Хехлер открыл Библию и стал обсуждать с кайзером библейские пророчества относительно судьбы Израиля. Герцль был уверен, что и эта возможность упущена, однако к его крайнему удивлению кайзера убедили библейские аргументы, и он поддержал сионистский проект. Хехлер и в дальнейшем оказывал деятельную поддержку Герцлю, организовывая его встречи с представителями британского правительства; 30 лет своей жизни он потратил на осуществление сионистских идеалов.

В Соединённых Штатах христианский сионизм развивали последователи Дарби Чарльз Тейз Рассел, Уильям Блэкстоун и Сайрус Скофилд. Все они были выдающимися богословами, религиозными деятелями и влиятельными общественными лидерами. В 1891 году Блэкстоун составил петицию президенту Гаррисону с требованием поддержать идею еврейского государства в Палестине: так называемую "Записку Блэкстоуна", которую подписали 413 известных христианских и еврейских деятелей Америки, в том числе Морган, Рокфеллер и Чарльз Скрипнер. Через Госдеп США она была распространена в крупнейших мировых державах. Во время Первой мировой войны он направил новое обращение президенту Вильсону. Одновременно с этим Скофилд заложил основы теологии современного диспенсациализма. В 1900-х годах он создал доктрину, согласно которой возвращение евреев в Палестину и восстановление Храма на месте мусульманской святыни является своего рода рычагом, запускающим эсхатологический процесс. Другой американец Арно Клеменс Гебеляйн в своём периодическом издании "Наша надежда", выходившем в 1894-1945 годах, доказывал, что евреям не только надо вернуться в Палестину, но что они имеют безусловные права на эту землю. Он основал "Движение надежды Израиля", миссионерскую организацию, помогавшую евреям.

Помимо перечисленного, идеи возвращения евреев в Палестину в разное время и в различной форме высказывали влиятельные общественные деятели, такие как британский промышленник Эдвард Казалет, швейцарский ученый и писатель Абрам Франсуа Петавель, английский военный и полицейский деятель, археолог Чарльз Уоррен, итальянский философ и политик Бенедетто Мусолино, основатель Международного Красного Креста Жан Анри Дюнан и многие другие. Итогом всех этих усилий стала Декларация Бальфура.

Во время Первой мировой войны христианские сионисты увидели реальную возможность освободить Палестину из-под турецкой власти и на этой почве активно сотрудничали с еврейскими сионистами. Последние во главе с Хаимом Вейцманом заручились при помощи лорда Герберта Сэмюэла поддержкой сэра Марка Сайкса, одного из наиболее влиятельных советников британского правительства по делам Востока. Тот считал, что для Великобритании весьма важно утвердиться в Палестине и что сотрудничество с сионистами будет способствовать укреплению позиции Великобритании как участника англо-французского кондоминиума в Палестине, предусмотренного в соглашении Сайкс-Пико в мае 1916 года. Принятию положительного решения по палестинскому вопросу препятствовал антисионистски настроенный еврейский Объединенный комитет по иностранным делам, состоявший из представителей Борд оф депьютиз и Англо-еврейской ассоциации - двух представительных органов английского еврейства, пользовавшихся значительным влиянием. Несмотря на это 2 ноября 1917 года Декларация Бальфура была направлена на имя лорда Лайонеля Уолтера Ротшильда Артуром Джеймсом Бальфуром, британским министром иностранных дел. Она была опубликована спустя неделю. Декларация гласила: «Правительство Его Величества относится благосклонно к восстановлению национального очага для еврейского народа в Палестине и приложит все усилия к облегчению достижения этой цели. Вполне понятно, что не должно быть предпринято ничего, что может повредить интересам, как гражданским, так и религиозным, нееврейских общин в Палестине или правам и политическому статусу евреев в какой-либо другой стране». 24 апреля 1920 года Декларация Бальфура была утверждена на конференции союзников в Сан-Ремо, а 24 июля 1922 года включена в текст мандата Великобритании на Палестину, утверждённого Лигой Наций.

С этого момента создание государства Израиль зависело только от решения Великобритании. Показательным примером отношения британцев к этой идее служит личность британского офицера Чарльза Орда Уингейта (1903-1944). Родители Уингейта были миссионерами; сам он был воспитан в духе глубокой религиозности и никогда не расставался с Библией. В 1936 году Уингейт был произведён в чин капитана и направлен на службу в подмандатную Палестину. Он сыграл решающую роль в подавлении арабского вооружённого сопротивления, в первую очередь в отражении атак арабов на нефтепровод Киркук-Хайфа; за эти заслуги был награждён орденом «За выдающуюся службу». Проникшись глубокой симпатией к сионизму, Уингейт установил тесные связи с руководством палестинских евреев и их военизированными организациями. По его инициативе и под его руководством были созданы так называемые Особые ночные роты, составленные преимущественно из бойцов Хаганы. Подготовка и действия этих отрядов основывались на специально разработанной Уингейтом "неконвенциональной" тактике. Горячая поддержка еврейского дела в Палестине снискала Уингейту признание, его стали называть Ха-иедид, "Друг". Личность Уингейта, его военное мышление оказали глубокое влияние на Хагану и Палмах, а через них на Армию обороны Израиля. Ряд выдающихся военачальников Израиля, в частности Моше Даян, вышли из рядов Особых ночных рот. Просионистская позиция, самостоятельность решений и пренебрежение к принятым в британской армии этическим нормам привели к тому, что в 1939 году Уингейт был откомандирован из Палестины. Тем не менее в дальнейшем он дослужился до генерал-майора.

Во время Второй мировой войны деятельность христианских сионистов продолжалась: действовал Христианский совет Палестины, знаменитые христианские сионисты, такие как Джон Холмс, Рейнхольд Нибур и Корри Тен Бум, рискуя собой, спасали евреев от нацистов, веруя при этом в эсхатологическое значение восстановления государства евреев в Палестине. Это случилось в 1947 году, и некоторые из них, как Корри Тен Бум, дожили до этого момента.

Окончание здесь

Tags: , ,

18 толкований | толковать
Comments
notterrier From: notterrier Date: June 24th, 2007 09:25 am (UTC) (ссылка)
Спасибо. Очень интересно.

С иудеями у христиан семейные отношения. Под ссорами и обидами всегда скрывается желание, чтобы самодур, слеповатый глуховатый дедушка (иуд.) всё же не погиб, а жил бы подольше, не болел, и в конце-концов понял, какие у него замечательные потомки. Желание, чтобы с дедом обошлось по благодати, а не по упрямству и неразумности.
Невозможно верить в милосердие бога и не желать, чтобы по доброму устроилось у народа, которого бог прежде знал. ))) Невозможно верить в библию и не желать, чтобы сбывались пророчества из неё. А они добрые для народа Израиля.

На продолжение надеяться? )))
yuritikhonravov From: yuritikhonravov Date: June 24th, 2007 09:51 am (UTC) (ссылка)
непременно; все обещанные мат-лы, в т.ч. по Ланке, обязательно воспоследуют - даже не сомевайтесь
vadimlukyanov From: vadimlukyanov Date: June 24th, 2007 12:23 pm (UTC) (ссылка)
ну так а вы обратите внимание, что согласно вашей же исторической хронике, европейско-христианская идея утверждения Израильского государства переродилась к концу 19 столетия из идеи религиозной в идею чисто политико-административную и формальную, выхолостившую всякое свое сакральное или эсхатологическое обоснование (что, видимо, справедливо и в отношении самих иудеев. "Идея религиозной привилегированности Израиля в конце концов надоела всем", подразумевая всеобщее вырождение сознания религиозного в политическое, писал Левинас (http://www.rjews.net/gazeta/levinas.shtml)).

актуализация эсхатологической и активно-религиозной рефлексии над темой Сиона-Святой земли требует новых радикальных путей мысли. и по чему бы, скажем, в этой связи не обратиться к теме уничтожения Иерусалима?

война – не плуг – вспахала эти земли.
не буря, бомбы размели песок.
темно. темно! пустыня мраку внемлет.
война с антихристом ведет нас на Восток...

отстав от взвода, я стою один.
к дороге скинув автомат и каску,
я не хочу уничтожать Ерусалим...
не дай мне, Господи, добраться до Дамаска...
yuritikhonravov From: yuritikhonravov Date: June 24th, 2007 02:53 pm (UTC) (ссылка)
почему переродилась? дополнилась

идеал должен обязательно обрести плоть в виде политико-административных и проч. форм, иначе он так и останется бесплотным идеалом

другое дело, что для многих этих форм достаточно, и они знать не хотят о содержании; это однако не означает, что содержания вовсе нет: тот же диспенсационализм по сей день остается самым мощным и влиятельным течением американской религиозной мысли - все эти Билли Грэмы и проч. телепроповедники продолжают регулярно капать на мозги насчет Израиля, причем как массовой аудитории, так и правителям (вспомним, кто духовный наставник у семьи Бушей)
vadimlukyanov From: vadimlukyanov Date: June 24th, 2007 04:43 pm (UTC) (ссылка)
ну не знаю, ежели взглянуть на вашу хронику истории идеи Израильского государства с точки зрения политической истории Европы, то очевидно – начало ее развития (как именно “европейского сионизма”) и сколь либо значимой социальной апробации (в смысле влияния) совпадает с началом развертывания эпохи колонизации. фактор же Израиля и Святой Земли на ближнем Востоке – фактор, который невозможно переоценить в “геополитическом” смысле (как говорит Галковский, “англичане знают”). т.е., имеем право предположить, что “государство Израиль” с точки зрения Европы – это в большой степени уже изначально политический проект (к 20 столетия это стало более чем очевидно, в том числе и из вашего изложения). я, конечно, нисколько не пытаюсь принизить фактор “эсхатологии” и характер имевших место библейских интерпретаций, однако же ясно, что здесь порылся не только чистый “идеал”. не то чтобы религиозный дискурс обслуживает политические интересы, просто иногда сложно угадать что чему предлежит и что чему служит. вот.
может, конечно, немного марксистский подход, но все же...
volodjaz From: volodjaz Date: June 25th, 2007 10:30 am (UTC) (ссылка)
тема очень интересная. а почему вы не участвуете в сообществе христианство иудаизм?
yuritikhonravov From: yuritikhonravov Date: June 25th, 2007 10:35 am (UTC) (ссылка)
п.ч. меня крайне не устраивает модераторская политика (не банить хамов, напр.) и общая тенденция - там теперь всё больше пишут невменяемые "гностики" и малограмотные антихристиане
volodjaz From: volodjaz Date: June 25th, 2007 11:06 am (UTC) (ссылка)
хамов я бану, но не за всем я слежу. может дать общее объявление чтоб обращались ко мне с этими вопросами.

а про гностиков и малограмотных - это от того что грамотные мало пишут:)
может вернетесь?:)
yuritikhonravov From: yuritikhonravov Date: June 25th, 2007 01:24 pm (UTC) (ссылка)
я бы с удовольствием, но оч. не хочется быть на одной площадке со всякими белкиными, богомилосами и проч. - в жизни и так сталкиваешься с неприятными людьми, так зачем же множить страдания?))
volodjaz From: volodjaz Date: June 25th, 2007 02:26 pm (UTC) (ссылка)
белкина я забанил. сейчас правда разбанил но если что сразу снова забаню
богомилос бывает груб - я его одергиваюи буду одергивать
боюсь скатиться в цензуру.
может открыть тему для скрытых коментов по модерации?
yuritikhonravov From: yuritikhonravov Date: June 25th, 2007 02:31 pm (UTC) (ссылка)
ок, я не против, коли так
volodjaz From: volodjaz Date: June 25th, 2007 04:29 pm (UTC) (ссылка)
ок
спасибо:)
жду вас обратно. может отредактируете ваш пост чтоб можно было коментировать?
yuritikhonravov From: yuritikhonravov Date: June 25th, 2007 04:34 pm (UTC) (ссылка)
не за что; уже всё сделал
licka_nicka From: licka_nicka Date: June 27th, 2007 11:18 am (UTC) (ссылка)
Спасибо огромное. Я знала только малую толику, да и то материалы были только на английском. А тут такой разворот! Благодарю сердечно. И присоединяюсь к призыву модератора :)
yuritikhonravov From: yuritikhonravov Date: June 27th, 2007 11:26 am (UTC) (ссылка)
спасибо на добром слове) я уже последовал этому призыву, да, боюсь, пожалею)
licka_nicka From: licka_nicka Date: June 27th, 2007 11:39 am (UTC) (ссылка)
"Тяготы друг друга носите и тако исполнити закон Христов" :)
Nikoloz Bionika From: Nikoloz Bionika Date: August 5th, 2014 05:16 am (UTC) (ссылка)
MEGA LOOOOOOOOOOOOOOOL


"Легенду творит вся деревня — книгу пишет одинокий сумасшедший."


"У всякого знания есть две крайние точки, и они соприкасаются. Одна — это полное неведение, в котором человек рождается; другой достигают все познавшие ученые умы. уразумевшие в своей глубине, что по прежнему ничего не знают, и, таким образом, вернувшиеся к первоначальному неведению, но умудренно. А те, что вышли из природного неведония, но не достигли неведения умудренного, те набрались обрывков знаний и воображают, будто все превзошли. Они–то и мутят мир, они–то и судят обо всем вкривь и вкось. Народ и сведующие люди–здоровое общество, всезнайки — его болезнь."
From: genrih_25 Date: February 13th, 2017 05:46 pm (UTC) (ссылка)
Спасибо . Я в восторге .
18 толкований | толковать