yuri tikhonravov (yuritikhonravov) wrote,
yuri tikhonravov
yuritikhonravov

Category:

Загадки логики

Этот очерк написан в 2001 году в рамках рассылки "Философские расследования".


Логика представляется чем-то универсальным. Хотя никому из логиков – ни Аристотелю, ни Петру Испанскому, ни Готаме, ни Дигнаге, ни Лейбницу, ни Расселу, ни кому другому – не было дано "мандата свыше" на обучение всякой твари правильному мышлению, всё равно законы логики мыслятся как всеобщие и ничуть не менее объективные, чем, например, законы физики. Просто страшно себе представить, во что превратятся эти самые физические законы, если логика потеряет свою универсальную ценность. Достаточно предположить такое, как сразу становится очевидно, что логика является абсолютно необходимым условием всякой науки. Без логики, вне логики любая наука не более чем литература: никакие аргументы не действуют, никакие выводы не выводятся.

Поэтому было бы закономерно, если бы каждый народ, который внёс хоть какой-то вклад в развитие наук, уделял внимание и логике. Каково же будет наше удивление, когда мы обнаружим, что в истории человечества существует всего два очага логических исследований – Индия и Европа. Именно в этих регионах логика родилась как дисциплина, почти одновременно, за несколько веков до новой эры. И именно здесь она в основном и развивалась. А что же другие страны и цивилизации?

Возникновение и развитие логики часто связывают с необходимостью установить правила дискуссии между различными философскими школами. Разумеется, там, где не было этого множества спорящих школ, о разработке логики говорить не приходится. Однако существует по крайней мере две великие цивилизации, где множество школ в наличии, а логика так и не получила должного хождения, причём даже в тех случаях, когда они испытывали прямое влияние со стороны "логических" народов.

Яркий пример – арабо-мусульманская цивилизация, которая заняла бóльшую часть территории античного мира и в распоряжении которой оказалось античное наследие, включая переведённые сирийцами-христианами труды по логике. Однако никто во всем мусульманском мире, за исключением кучки отщепенцев-перипатетиков, не признававших первенство Корана над разумом, логикой так и не увлёкся. Самостоятельная логическая традиция мусульман создана не была. А как же знаменитая мусульманская юриспруденция, ведь право вне логики совершенно немыслимо? Арабы поступили просто: они взяли один-единственный логический принцип, аналогию, и на нём построили весь свой фикх. Вот чем ограничилась рецепция античной логики исламской цивилизацией.

Ещё хуже с логикой в Китае, где, как известно, цвело сто школ. Занялась как-то этой проблематикой "школа имён" (мин цзя), но ничего кроме презрения не заслужила, сошла на нет и очень быстро была забыта. Но ведь вскоре к китайцам из Индии пришёл буддизм с его колоссальным логическим аппаратом! Китайцы проигнорировали и буддийскую логику. Из всего множества сочинений, посвящённых этим вопросам, они перевели лишь парочку, "а переведя, о них тотчас же и забыли. Так они и пылились, пока уже в 20 веке ими не заинтересовался конфуцианско-буддийский мыслитель Сюн Шили (ум. в 1969)" (Е.А.Торичнов, из выступления на своем форуме). Стоит ли удивляться, что китайская юриспруденция, которую разрабатывали законники из школы фа цзя, явилась не более чем идеологией ничем неограниченного деспотизма.

Итак, сколько-нибудь серьёзные логические традиции характерны только для индийцев и европейцев. А что общего у индийцев и европейцев? То, что они индоевропейцы, представители одной и той же древней общности кочевников-степняков, некогда завоевавших два громадных и цветущих полуострова. Напрашивается мысль, что интерес к логике далеко не универсален, что он этнически обусловлен, более того, что он связан исключительно с психологией легендарных арийцев. Что же такое было у этих арийцев и чего не было у других народов, что вдохновило на рефлексию и разработку логику первых и не вдохновило вторых?

Чтобы ответить на этот вопрос, на логику надо посмотреть не как на объективистскую науку, а как на черту характера. По сути дела, это прежде всего плод стремления мыслить как можно более ясно, строго и чётко, ничего не утаивая и каждой вещи воздавая по её природе. Логика выступает как интеллектуальное зеркало трёх связанных воедино черт: открытости, или искренности, беспощадности и справедливости. Именно таким нам рисуется мифический, а значит архетипический, образ древнеарийского воина, который стремился всё расставить по местам, понять, кто друг, а кто враг, кто прав, а кто виноват, выковать пригодный для постоянных сражений язык однозначных команд, разобраться во всем с предельной честностью и беспощадной ясностью.

Напротив, китайское презрительное отношение к логике явно ассоциируется с возведённой в норму закрытостью, которую варвары-кочевники расценивают как лицемерие, со стремлением сглаживать углы и скрывать свой внутренний мир, с ритуализмом, с отказом от бесстыдного познавания всего и вся, с почтением к тайне, с вошедшими в поговорку хитростью и коварством и т.д. и т.п. Для китайцев стремление к полной ясности и определённости не есть нечто обязательное. Среди них могут, конечно, найтись чудаки, уделяющие логике неоправданно большое внимание (софисты), но это будет восприниматься именно как сомнительное или даже презренное чудачество.

Итак, логика есть лишь свойство психологии одного народа, пусть даже он и распался на множество новых народов. Не было бы этого народа, вполне вероятно, не было бы и логики. Вот на каком шатком фундаменте построено здание всех наших наук, посредством которых мы пытаемся покорить природу.
Tags: историческая этология, сравнительная этология
Subscribe

  • Чёрная трагедия

    I Care a Lot, почему-то названный комедией, хотя бы и чёрной [1], это абсолютно страшный фильм [2]. А его авторы — сумасшедшие в плохом смысле…

  • Dei ex machina ex machina

    Deus ex machina бывает разным. Бывает нелепым и отражающим беспомощность драматурга, а бывает реалистичным — отражающим беспомощность…

  • Приключения принца Ахмеда

    Если вы не видели картину Лотты Райнигер " Die Abenteuer des Prinzen Achmed" [1926] — самый ранний из сохранившихся до сего дня…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments

  • Чёрная трагедия

    I Care a Lot, почему-то названный комедией, хотя бы и чёрной [1], это абсолютно страшный фильм [2]. А его авторы — сумасшедшие в плохом смысле…

  • Dei ex machina ex machina

    Deus ex machina бывает разным. Бывает нелепым и отражающим беспомощность драматурга, а бывает реалистичным — отражающим беспомощность…

  • Приключения принца Ахмеда

    Если вы не видели картину Лотты Райнигер " Die Abenteuer des Prinzen Achmed" [1926] — самый ранний из сохранившихся до сего дня…