?

Log in

No account? Create an account
записи друзья календарь что за дневник My Website раньше раньше дальше дальше
Сознание как предельное целеполагание - Юрий Тихонравов
философский дневник
yuritikhonravov
yuritikhonravov
Сознание как предельное целеполагание
Если существо может само себе ставить конечные цели, не промежуточные, а именно конечные, то оно живое и обладает сознанием. Если существо не может само ставить себе конечные цели, хотя может, например, ставить цели промежуточные, нужные для достижения конечных целей, поставленных кем-то другим, то оно не обладает сознанием. Робот, которого послали куда-то, может самостоятельно обойти оказавшееся перед ним препятствие, но самостоятельно выбрать направление, зачем идти, он не может. Предельное целеполагание, полагание конечных целей есть ключевой момент, отличающий действительно автономное существо. Как только будет создан робот, который сможет сам себе задать конечные цели, будет создана искусственная жизнь. Вопрос лишь в том, ради какой цели его будут создавать.

Tags: , , ,

15 толкований | толковать
Comments
(Deleted comment)
yuritikhonravov From: yuritikhonravov Date: January 29th, 2015 08:59 am (UTC) (ссылка)
ключевое: "СДЕЛАТЬ такое целеполагание") вы не оценили последнего предложения заметки
(Deleted comment)
yuritikhonravov From: yuritikhonravov Date: January 29th, 2015 09:05 am (UTC) (ссылка)
ещё раз: вы не оценили последнего предложения заметки
парадокс в том, что любое искусственное целеполагание не будет самостоятельным, т.к. изначально подчинено чьим-то целям, т.е. искусственная жизнь невозможна по определению (ну вот, заставили, что называется, "объяснить шутку")
(Deleted comment)
yuritikhonravov From: yuritikhonravov Date: January 29th, 2015 09:27 am (UTC) (ссылка)
у вас там слово "ради" прокралось) скорее всего имелось в виду удовлетворение любопытства, кот. тоже есть цель

"...никто не принимался бы за какое-нибудь дело, если бы не намеревался прийти к какому-нибудь пределу. И не было бы ума у поступающих так, ибо тот, кто наделён умом, всегда действует ради чего-то, а это нечто предел, ибо конечная цель есть предел" (Аристотель, Метафизика 994 b15)
(Deleted comment)
yuritikhonravov From: yuritikhonravov Date: January 29th, 2015 09:33 am (UTC) (ссылка)
не надо играть словами) мотив - это и есть цель, взятая в аспекте её связи с действием: в этом случае цель выступает как "целевая причина" (см. того же Аристотеля); а уж удовлетворение любопытства старинная и многоуважаемая конечная цель человеков
snowman_fedya From: snowman_fedya Date: January 29th, 2015 09:47 am (UTC) (ссылка)
В этом случае наличие Бога, ставящего некую общую цель творения, сразу низводит людей до бессознательных тварей.

Или вспомнить "Маску" Лема, где заведомый сложный автомат, имеющий разум, поднимается до понятий добра, даже путём отказа от своего предназначения.
yuritikhonravov From: yuritikhonravov Date: January 29th, 2015 10:03 am (UTC) (ссылка)
ждал подобной реплики, спасибо

в том и дело, что Богу по определению возможно всё, в т.ч. создать камень, кот. Он не может поднять, и его аналог - человека, к-рому плевать, для чего его создали, а можно ставить любые цели, в т.ч. диаметрально противоположные

Лема не читал, поэтому не знаю, о чём вы говорите
snowman_fedya From: snowman_fedya Date: January 29th, 2015 06:43 pm (UTC) (ссылка)
Богу всё возможно кроме действия вне логики, пусть даже и человеческой. Упрощённого говоря, горячее мороженое не под силу создать даже Богу, потому как в есть противоречие, и снять его даже Богу не под силу, разве что изменить/расширить дефиниции "горячего" и "мороженого" и таким образом выйти за пределы изначальной логики.

Разумеется, это не ограничения Бога, это ограничения человеческой логики, как и в случае с камнем, который бы не смог поднять Бог.

Предельные же целеполагания Бога нам могут быть вообще недоступны для понимания, но тем не менее существовать, причём Его цели могут быть высших порядков (например, научить человека самостоятельно ставить себе цели), всё это не отменяет ни свободы воли, ни существование сознания.
yuritikhonravov From: yuritikhonravov Date: January 29th, 2015 06:58 pm (UTC) (ссылка)
кстати, да: если ограничить всемогущество, то Творец становится творцом, таким же как мы, и получается, что мы на самом деле не имеем никакого сознания, это иллюзия, а есть только одно абсолютное Сознание, которое одно может ставить конечные цели и играет с самим собой; либо получается, что творение было спонтанным, абсолютно бесцельным актом, каковой доступен только божеству
snowman_fedya From: snowman_fedya Date: January 30th, 2015 02:48 pm (UTC) (ссылка)
Да, полная свобода и, по вашему, полная сознательность возможна только в случае полнейшей бесцельности творения, и тут уже всё равно кем или чем -- или богом-демиургом, сотворившим всё по незнанию (вполне такой гностический вариант), или там Брахмой, играющим на цветке лотоса, или просто течением природных явлений, как опять же у того же Лема произошёл Далдай-Самосын.

Однако и эта предельная свобода рождает самим фактом своего бытия глобальные цели.

Примерно как тут.
kostya_h From: kostya_h Date: January 29th, 2015 04:52 pm (UTC) (ссылка)
Животное, ставящее конечной целью своё выживание, также обладает сознанием, нет? Я просто хочу прояснить вашу логику.
yuritikhonravov From: yuritikhonravov Date: January 29th, 2015 06:05 pm (UTC) (ссылка)
да, причём у них там не только выживание: yuritikhonravov.livejournal.com/190579.html
livejournal From: livejournal Date: October 27th, 2015 10:57 pm (UTC) (ссылка)

Телеософический робот

Пользователь evan_gcrm сослался на вашу запись в своей записи «Телеософический робот» в контексте: [...] Оригинал взят у Мы не можем создать робота, который будет сам себе ставить конечные цели [...]
livejournal From: livejournal Date: October 31st, 2015 08:09 am (UTC) (ссылка)

Телеософический робот

Пользователь yamaha3 сослался на вашу запись в своей записи «Телеософический робот» в контексте: [...] нал взят у Мы не можем создать робота, который будет сам себе ставить конечные цели [...]
livejournal From: livejournal Date: October 31st, 2015 08:19 am (UTC) (ссылка)

Телеософический робот

Пользователь psyont сослался на вашу запись в своей записи «Телеософический робот» в контексте: [...] нал взят у Мы не можем создать робота, который будет сам себе ставить конечные цели [...]
livejournal From: livejournal Date: November 24th, 2015 10:13 am (UTC) (ссылка)

Телеософический робот

Пользователь scholarpunk сослался на вашу запись в своей записи «Телеософический робот» в контексте: [...] Мы не можем создать робота, который будет сам себе ставить конечные цели [...]
15 толкований | толковать