yuri tikhonravov (yuritikhonravov) wrote,
yuri tikhonravov
yuritikhonravov

Category:

Ислам - искусство стойкости (несгибаемости, непреклонности)?

Я долго думал над тем, каким словом обозначить то главное, что даёт человеку ислам, искусством чего он является. Легче всего, конечно, сказать, что ислам даёт человеку ислам и является искусством ислама, то есть предания себя. Однако сразу видна незаконченность выражения - предания себя чему? И если сказать, что ислам есть искусство предания себя Богу, это нарушит принцип, согласно которому та или иная метафизика открывается лишь в свете определённой задачи, а не наоборот.

Сущность ислама, несомненно, есть единобожие, то есть отказ всерьёз считаться с кем-либо и чем-либо, помимо трансцендентного всему Творца всего. Это даёт силу не пресмыкаться перед силами мира сего, не нарушать священных норм им в угоду. Как выразить это одним словом? Непресмыкание? Непоклонение, основанное на правильном поклонении? Непреклонность? Несгибаемость? Стойкость?

Я решил поверить теоретические вычисления эмпирическим исследованием и заглянул в первоисточники ислама. Прежде всего, хочу обратить внимание на хадис, который по своей эскпозиции напоминает известный евангельский разговор о самой главной заповеди (натолкнувший меня на понимание христианства как агапического искусства). Этот хадис имеется у Муслима, Ахмада и Навави и выглядит так:

Сообщается, что Абу Амр Суфйан ибн Абдаллах ас-Сакафи, да будет доволен им Аллах, сказал:
"Однажды я попросил: "О посланник Аллаха, скажи мне об Исламе в одном слове, чтобы после этого мне не спрашивать ни у кого другого!
Пророк ответил: "Говори: "Я уверовал в Аллаха ", - потом стой прямо".

"Стояние прямо" - истикама - переводится по-русски как "стойкость", иногда как "прямота". Это слово встречается в Коране около десяти раз.

Другим словом, переводимым как "стойкость", является сабр - "терпение", "выносливость" (отсюда распространённые в мусульманском мире имена Сабур, Сабир и проч.). Этот синоним встречается в Коране не менее семидесяти семи раз. Коран просто пестрит указаниями Бога пророку: "терпи!", "будь стойким!". "Стойко ожидай решения Господа твоего, не внемля грешникам и неверным" (76:24). "Будь же, как велено, стоек и вместе с прочими обратившимися не преступай границ дозволенного" (11:112). Имеются и другие синонимы, говорящие о твёрдости, крепости верующего и т.п. Всего этот смысл встречается в Коране около сотни раз, почти в каждой суре.

Часто говорится, что Аллах со стойкими, любит стойких (2:249; 3:146; 8:46), что знамения Аллаха - для стойких (14:5; 31:31; 34:19; 42:33), что стойкость только от Аллаха (16:127), что награда стойких прекрасна (13:24), что она полагается им в двойном размере (28:54) или даже вообще безо всякого счёта (39:10), что стойких ждёт наивысшее мето в раю (25:75) и наконец что только стойких она и ждёт (11:11). "Люди обречены на утраты, кроме тех, кто уверовал, творил добрые дела, заповедал меж собой истину и стойкость" (103:2-3). "Воистину, к тем, кто признал: "Аллах - Господь наш", и был стоек в том, нисходят ангелы. Не страшитесь и не печальтесь, но радуйтесь Раю, обещанному вам" (41:30).

Стойкостью обладали все посланники (6:34), в частности Измаил, Енох и Иезекииль (21:85). Стойкость - основная, отличительная добродетель мухаджиров (16:41-42). Стойкость проявляется в вере как верность (42:15; 58:22), в поклонении (19:65; 25:42; 38:6), в справедливости и нелицеприятии (5:8), в испытаниях и сражениях (3:200). Стойкость и молитва - две опоры верующего (2: 45, 153). Стойкость практически отождествляется с богобоязненностью (11:49), добрыми делами (11:115; 12:90; 16:96) и самой верой (29:58-59).

Наконец, прямые коранические подтверждения приведённому хадису гласят:
"Следуй тому, что дано тебе в Откровении, и будь стоек, пока Аллах не рассудит, ведь Он наилучший из судей" (10:109; см. также 52:48);
"Стойко держись данного в Откровении - стой на этом, не отклоняясь" (43:43).

Конечно, воспитанного в христианской культуре несколько смущает, что в искусстве стойкости почти нет аскетики. Аскетика в исламе, конечно, присутствует - это зухд суфиев и самобичевания шиитов - но она здесь явно маргинальна. Как же можно быть искусным в стойкости и умело противостоять всяким соблазнам, коли ты не занимаешься аскетическими упражнениями? Однако если вспомнить, что аскетика также может быть источником соблазнов (см. также тут), да ещё каких, всё становится на свои места.

Всё это, конечно, пока гипотеза.
Tags: ислам, комплементаризм
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 31 comments