?

Log in

No account? Create an account
записи друзья календарь что за дневник My Website раньше раньше дальше дальше
Юрий Тихонравов
философский дневник
yuritikhonravov
yuritikhonravov
Философия как демон бизнеса
Этос человека – его демон
Гераклит Эфесский, 6-5 в. до н.э.

Философия и мир стоимостей

Философия безразлична к бизнесу.
Но бизнес не может существовать без философии. Ни бизнес в целом, ни теперь уже любая отдельная корпорация.
Философия – это взгляд на вещи, как если бы нам от них ничего не было нужно. Это очень древний взгляд, ему больше 4 тысяч лет.
Бизнес – это такой взгляд на вещи, когда мы видим в каждой из них стоимость, которая обязана производить другую стоимость. Это относительно молодой взгляд, ему не более 500 лет. До этих пор человек не знал, что так можно смотреть на вещи. Ему это подсказала философия.
Как философия влияет на бизнес? Известно, что она делает это опосредованно, через науку и культуру. Философы придумывают идеи, они вдохновляют сначала людей искусства, потом, в художественной переработке, воодушевляют разных учёных, потом доходят до изобретателей, а потом, в виде осязаемых результатов, и до предпринимателей (Lovejoy, 1936).
Но эта цепочка работала не всегда. Долгое время она обрывалась на учёных. Изобретатели порой были просто неграмотными людьми.
Наука и техника впервые соединились, когда инженеры использовали достижения электродинамики для создания электрического телеграфа (Schilling-Canstadt, 1832; Morse, 1837). С этого момента от успехов науки стали зависеть успехи в бизнесе. Тогда и перед философией была поставлена задача помогать конкретным наукам (Comte, 1830-1842). Для этого был заведен специальный раздел методология науки, к которому позднее добавилась философия техники (Kapp, 1877).
Примерно тогда же возникла мысль, что сама философия может быть материальной силой (Marx, 1843). Будучи следствием материальных условий, она может оказывать на них обратное влияние (Engels, 1890). Более того, в ряде случаев она может и должна оказывать независимое и решающее влияние на всю жизнь, в том числе на производственные отношения (Ленин, 1899, 1903, 1905). Наконец, был описан механизм того, как философия породила современный бизнес со всем его материально-техническим прогрессом (Weber, 1905).


Рождение бизнеса из философии

Это произошло в 16 веке.
Профессор Виттенбергского университета создал учение о профессии как о призвании (Luther, 1517, 1520). Он соединил идею служения всемогущему Творцу мира (Ближний Восток, примерно 1500-2000 тысяч лет до н.э.), идею самоотверженного служения ближнему (Палестина, начало н.э.), идею равенства перед Богом разных видов деятельности, от низменной уборки помещений до возвышенных ритуальных услуг (Tauler, 1346), и идею невозможности заступничества одних людей за других в деле спасения (Wycliffe, 1379). Получилась философия, по которой нет иного способа спастись от ада, кроме как служить ближнему в своем профессиональном призвании.
Вскоре к этой идее присоединились ещё две (Calvinus, 1536-1559): человек сам ничего не может сделать, чтобы изменить свою конечную судьбу, но это может сделать только Бог по своей собственной воле, на которую никак нельзя повлиять (Augustinus, 426); поэтому одни люди изначально избраны к вечному блаженству, а другие осуждены на вечную гибель, и ничего с этим поделать нельзя (Gottschalk, 847).
Это жестокая философия. Она требует ни секунды не проводить в праздности и все силы тратить на подтверждение своей избранности. Подтверждение это состоит в профессиональном успехе. Кто хорошо организовал свою профессиональную деятельность, вложил в нее всё, что имел, заставил всё вокруг себя работать на её успех, кто много помогает людям, востребован ими, так что они ему доверяют и достойно вознаграждают его труды, тот избран к вечному блаженству. А все остальные на свалке истории. Каждую секунду своей жизни ты мучительно думаешь, к кому из них ты относишься.
На основе этой философии, неоднократно систематизированной и освящённой авторитетом религиозных собраний (La confession de foi des églises reformées de France, 1559; Confession Belgica, 1561; Heidelberger Katechismus, 1563; Confessio Helvetica posterior, 1566; Westminster Confession of Faith, 1647; etc.), воспитывались поколения нескольких народов, которые теперь правят миром. Именно её адепты стали главной движущей силой первых буржуазных революций (Голландия, 1566; Англия, 1649; США, 1775-1783).
Довольно быстро философия призвания стала избавляться от идей, которые её породили. Оказалось, что, закрепившись, она может работать без идей предопределения (Arminius, 1608; Wesley, 1738), без каких-либо ссылок на основоположения христианства и вообще на Библию (Socinus, 1579; Cherbury, 1624; Franklin, 1747; Priestley, 1761).
Помимо прочего, она обязала использовать в служении ближнему все достижения технологии. В результате её распространения изобретателей в конечном итоге перестали избивать, прекратили сжигать их дома и ломать их машины (такие случаи имелись в Европе ещё в начале 19 века). Напротив, они стали самыми оберегаемыми и почитаемыми членами общества. Между экономикой и технологиями установилась твёрдая, регулярная связь. Родилась принципиально новая цивилизация, испытывающая безостановочный технологический прогресс (Turgot, 1766; Condorcet, 1795).


Философия как демон прогресса

До этих событий человечество и не думало о прогрессе. Не было регулярной связи между изобретениями и предпринимательством. Предприниматели торговали или давали деньги в рост, если их философия не запрещала им это, техника их не особенно интересовала. Сколько было совершено изобретений, которые так и остались невостребованными. Лишь иногда правитель, начитавшийся философских книг, вспоминал о каком-нибудь изобретении и решал использовать его в своих философических проектах.
Так, один португальский принц (Dom Henrique o Navigador, 1411-1460) начитался книг по философии тамплиеров (Bernard de Clairvaux, 1128), размечтался о принесении философии Христа далёким народам Востока и вспомнил, что за 100 лет до этого один бретонский рыбак изобрел каравеллу – корабль, который может ходить против ветра. И начались Великие географические открытия. Благодаря им мы узнали, что на Земле есть очень богатые народы, которые апатичны к прогрессу. Апатия же порождает слабость и делает их лёгкой добычей для бедных, но инициативных.
Безразличное или враждебное отношение к технологическим открытиям вызвано не географией, не биологией, не историей, а массовой философией. В тех странах, где философия призвания не закрепилась, технологический прогресс нестабилен. Правители этих стран иногда проводят модернизацию сверху, порой насильственно. Но без поддержки хотя бы части населения прогресс неизбежно затухает.
Когда-то философия бессмертия побудила египтян соорудить усыпальницы, поражающие воображение и поныне. Потом пришла философия покорности Богу, и египтяне успокоились. Даже пришествие Наполеона их не взбодрило. Но затем к власти пришел албанец Мухаммед Али (1811-1849). Он стал грамотным в 45 лет и начал читать французские философские книги. В них говорилось, что долг правителя, если подданные сами не хотят ничего предпринимать, помочь им (Voltaire, 1769). Мухаммед Али заставил египтян строить заводы и воевать по-европейски. Он захватил огромные территории. Он хотел и мог захватить весь Ближний Восток. Но когда он умер, его внук Аббас I перестал насиловать свой народ. И вскоре Египет превратился в отсталый третьестепенный регион.
Прообразом для всех правителей, пытавшихся заменить философию своей железной волей, был шведский король (Gustaf Adolf, 1611-1632). Он отдал в аренду голландскому банкиру (De Geer, 1618) богатые железные рудники. Голландцы выписали французских металлургов и организовали сеть металлургических заводов. Король собрал оружейников, те поколдовали с металлом. И возникло принципиально новое оружие – полковая пушка (regementsstycke, 1629), которая могла легко передвигаться вместе с пехотой. Шведская армия высадилась в Германии, расстреляла из пушек войска императора (Breitenfeld, 1631), и Швеция стала хозяином Центральной Европы. За 20 лет в Германии было сожжено около 20 тыс. населенных пунктов и погибло 2/3 населения. В Польше погибла почти половина населения. Отстающие страны были обречены на разрушение и/или завоевание.


Философский эксперимент

То же ждало и Россию. Шведы разгромили русские войска (Нарва, 1700), но затем снова двинулись в Польшу. У Петра I (1682-1725), который воспитывался почитателем философии Августина (Симеон Полоцкий, 1667), возникла короткая передышка для модернизации. Через несколько лет Россия обладала артиллерией, которая превосходила шведскую (Полтава, 1709). Пётр стал приглашать иностранцев и заставил представителей правящих классов отдавать своих детей учиться в Европу. Среди правящих классов России стали распространяться философские идеи, не имеющие почти ничего общего с убеждениями основной массы населения. Представители этих классов исповедовали совершенно иные идеалы и вели совершенно иной образ жизни, чуждый, непонятный, а порой раздражающий и даже ненавистный для простого народа.
Не забудем, что с точки зрения классической философии призвания люди жёстко делятся на избранных к успеху счастливчиков и заслуживающих презрения безнадёжных неудачников (losers). Этот взгляд проецируется как на отношения между народами и расами, так и на отношения между классами, что можно было наблюдать в России 19 века. За 200 лет всё это не могло не привести ко взрыву.
Направленность ему придала радикальная группа, которая исповедовала атеистическую философию призвания (Marx, Engels, 1848; Ленин, 1916) и считала, что её внедрение в массы решающий фактор прогресса (Ленин, 1905; Сталин, 1912). К 1922 году она захватила власть в России, а в 1925 на своем XV съезде приняла программу индустриализации. В 1928-1941 годах было введено в строй 9 тысяч крупных промышленных предприятий, валовая продукция промышленности выросла в 8 раз, производство средств производства в 15,5 раз, среднегодовые темпы роста промышленного производства составляли 16,5% (в США за это же время 1,2%).
Трудовое воодушевление значительной части населения Советской России было обусловлено массовым принятием философии призвания, основанной на атеизме, материализме и коллективизме. Однако проблема была в том, что СССР как государство включал в число своих граждан не только тех, кто захотел бы быть сотрудником СССР как корпорации. Это вызвало, с одной стороны, подавление инакомыслящих, а с другой распространение притворного принятия господствующей философии и её эрозию. Что и привело к падению СССР.
Ещё на заре советского эксперимента стало понятно, что для поддержания высокой степени экономической активности и организованности в идейных сообществах необходима чуть ли не сектантская организация (Чаянов, 1923). Высокоэффективные хозяйства русских штундистов и старообрядцев показывали, что именно жёсткий отбор по идейному признаку, замкнутость группы гарантирует её стабильный экономический успех. Это подтверждала и практика капитализма в США, обязанного своим успехом наличию множества замкнутых протестантских групп, которые требовали от своих членов определённого хозяйственного поведения и само участие в которых давало человеку определённую деловую репутацию (Weber, 1905). Главный принцип организации таких групп – следование определённой философии на деле, что исключает какое бы то ни было притворство. Кто не следует философии группы, немедленно изгоняется.


Философия как средство бизнеса

Фактор философии привлёк и теоретиков управления частными корпорациями. Основоположники теории менеджмента ввели в оборот понятия корпоративного духа, корпоративной культуры и корпоративной философии (Fayol, 1916). Знаменитые Хоторнские эксперименты (Western Electric's Company, 1927-1932) показали, что производительность труда и инициатива сотрудника зависят не столько от безличного материального стимулирования и физических условий труда, сколько от отношения работника к труду и к самой корпорации (Mayo, 1945). Большие корпорации начали принимать системы корпоративной философии.
Вскоре философия признается одним из ведущих факторов менеджмента (Nickols, 1969) и становится широко распространенным средством эффективного управления. Одновременно переоценивается роль информационных и идеологических факторов в развитии производительных сил (Bell, 1974; Toffler, 1980; Jensen, 1996). Философия осмысляется как интеллектуальная технология, вдохновляющая развитие (Habermas, 1969). Наконец, возникает мысль, что философия является интегральным средством как менеджмента, так и маркетинга, и что без корпоративной религии в скором будущем не сможет эффективно функционировать ни одна корпорация (Kunde, 1998).
Религия есть не что иное, как доведённая до конца философия. Это философия, которая становится образом жизни, действующим этосом. Незаинтересованный взгляд на вещи открывает, продуцирует новые взгляды, которые, в свою очередь, вдохновляют человека на манипулирование этими вещами, созерцательное или деятельное, созидательное или разрушительное.
Безразличная к любой стоимости, философия создаёт стоимость. Она делает это опосредованно, создавая вдохновляющие идеи. И она делает это непосредственно, придавая сверхценность тому, что делают предприниматели и их сотрудники. Для ряда крупнейших корпораций (Harley Davidson, Coca Cola, Virgin, etc.) их философия составляет до 90% их стоимости (Travis, 2000). Теперь уже чуть ли не в школе учат, что можно потерять все материальные активы, включая производственные мощности, но если останется философия, которая составляет сущность марки, ничего не будет потеряно. Философия не только сплачивает корпоративные команды, мотивируя сотрудников, но и выполняет маркетинговые функции, мотивируя контрагентов корпораций вступать с ними в деловые отношения и, в конечном счёте, отдавать именно им свои деньги.
Философствование становится производством. И у этого сверхэффективного производства есть своя технология. Технология производства корпоративных философий новейший шаг технологического прогресса, полтысячелетия назад инициированного философией.


Философия как цель бизнеса

Бесцельный взгляд на мир источник всех наших целей. Всё, что мы делаем, делается ради нашей философии.
Не было бы философии, не было бы ничего.
Философия ставит нам задачи, распределяет нашу энергию, регламентирует нашу жизнь. Если вытащить из читателей этого журнала их философию, респектабельная публика превратится в кучку бомжей, едва справляющихся с собственными потребностями.
Неправда, будто нажива главный мотив предпринимательства. На основе одной только жажды наживы может возникнуть разве что разбой. Да и то, для этого дела нужна известная организованность, которую нажива не мотивирует. Для предпринимательства нужно нечто значительно большее. Тут нужна очень сложная система мотивов, способная соединять вместе большие группы людей и создавать сложное взаимодействие между ними в течение долгого времени. Эти мотивы должны касаться чего-то очень высокого, недоступного изменчивым обстоятельствам.
Бизнес зависит от философии. Философия заставляет колотиться его сердце. Философия создает богатства и ввергает в нищету. Один жест философии – и бизнес возник. Один жест философии – и бизнес может исчезнуть.

Tags: , ,

8 толкований | толковать
Comments
From: (Anonymous) Date: May 24th, 2007 01:01 pm (UTC) (ссылка)

A Zarini

День добрый!
С Вашего позволения, позволю себе прокомментировать ряд положений, как из Ваших статей, так и из источников Вами указанных.

Прежде всего придется опровергнуть положение о том, что Лютеру принадлежит идея о профессиональной философии. Извиняюсь, но сие не так. Лютер говорит о том, спасение дается не за дела , а по промыслу Божьему

Сам Лютер в Аусбургском исповедании неоднозначно противопоставил учение о спасении по вере, спасению по делам. В артикуле «О добрых делах» он пишет
1. Наших учителей напрасно обвиняют в том, что они запрещают добрые дела.
2. Ибо их писания по Десяти Заповедям и работы на другие темы свидетельствуют о том, что они успешно учат обо всех сословиях и обязанностях - какое сословие и какие дела в каждой из профессий угодны Богу.
3. Прежде проповедники почти не учили об этом и призывали только к несерьезным, бесполезным делам - в частности таким, как соблюдение святых дней, постов, образование братств, паломничества, почитание святых, молитвы по четкам, монашеская жизнь и т.п.
4. Поскольку наших противников увещевали в этом, они не призывают более на своих проповедях к этим бесполезным вещам, с таким усердием, как прежде.
5. К тому же они начали упоминать о вере, о которой до сих пор они хранили странное молчание.
6. Они учат, что мы оправданы не только делами, но соединяют веру и дела, говоря, что мы оправданы верой и делами.
7. Эта доктрина более терпима, нежели их предыдущая, старая доктрина, и может принести большее утешение.
8. Таким образом, поскольку учение о вере, которое должно быть главным в Церкви, столь долгое время лежало под спудом, и в проповедях совершенно умалчивалось о праведности по вере, в то время как только учение о добрых делах широко трактовалось в церквях, наши учителя наставляли церкви о добрых делах следующим образом:
9. Во-первых, что наши дела не могут примирить нас с Богом, или что мы не можем заслужить своими делами прощения грехов, благодати и оправдания, но что мы получаем это только по вере, когда веруем, что мы обрели благоволение к себе ради Христа, Который один был учрежден Посредником и Искупительной Жертвой (1Тим.2:5), для того чтобы Отец мог быть примирен [с нами] через Него.
10. Поэтому всякий, полагающий, что делами он может заслужить себе благодать, пренебрегает добродетелью и благодатью Христа и ищет пути к Богу помимо Христа, человеческими силами, хотя Христос Сам сказал: "Я есмь путь и истина и жизнь" (Иоан.14:6).
11. Это учение о вере повсюду проповедуется Павлом (см. Ефес.2:8): "Ибо благодатию вы спасены чрез веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел..."
12. И чтобы никто не сказал коварно, что мы изобрели новое истолкование слов Павла, мы подтверждаем все сказанное свидетельствами отцов Церкви.
13. Ибо Августин во многих томах защищает благодать и праведность по вере от добродетелей дел.
14. И Амвросий в своей работе De Vocatione Gentium, и повсюду, учит подобным же образом. В De Vocatione Gentium он пишет следующее: "Искупление Кровью Христовой обесценилось бы, равно как превосходство дел человеческих не было бы заменено милостью Божьей, если бы оправдание, произведенное посредством благодати, было бы связано с предшествующими добродетелями [зависело от произведенных перед этим добрых дел], не являясь даром жертвующего, но наградой, полагающейся трудящемуся".
15. Однако, хотя несведущие люди обычно пренебрегают этим учением, тем не менее богобоязненные люди и люди со встревоженной [грехами] совестью находят, что оно несет им величайшее утешение, потому что их совесть не может быть успокоена никакими делами, но только верой, когда они обретают полную уверенность, что ради Христа они примирены с Богом.
16. Как учит Павел в Рим.(5:1): "Итак, оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом..."
17. Все это учение должно иметь отношение к конфликту устрашенной совести. И оно не может быть понято отдельно [вне зависимости] от этого конфликта.
18. Таким образом, несведущие и непосвященные [мирские] люди судят неверно об этом, полагая, что христианская праведность - это не что иное, как праведность мирская и философская.
19. До этого совесть людей тиранилась учением о делах, они не слышали евангельского утешения.
From: (Anonymous) Date: May 24th, 2007 01:02 pm (UTC) (ссылка)

Re: A Zarini

20. Некоторые люди, побуждаемые к этому своей совестью, уходили в пустыни, в монастыри, надеясь там заслужить благодать своей монашеской жизнью.
21. Некоторые изобретали также другие дела, чтобы заслужить благодать и расплатиться за грехи.
22. Поэтому существовала насущная необходимость в том, чтобы изменить и обновить учение о вере во Христа - дабы люди со встревоженной [грехом] совестью не остались без утешения, но дабы они могли знать, что благодать, прощение грехов и оправдание обретается верой во Христа.
23. Мы учим людей также и тому, что термин "вера" означает не просто знание истории, так как последнее имеет место в случае с безбожниками и бесами, но это слово означает верование не только в исторические факты, но также и в последствия истории, а именно - верование в артикул о прощении грехов, а именно - что мы имеем благодать, праведность и прощение грехов через Христа.
24. Итак, тот, кто знает, что Отец Небесный милостив к нему ради Христа, воистину знает Бога. Он знает также, что Бог печется о нем, и взывает к Богу.
25. И в миру он не живет без Бога, как язычник. Ибо бесы и безбожники не способны веровать в артикул о прощении грехов. Поэтому они ненавидят Бога, как своего врага, не взывают к Нему и не ожидают от Него ничего благого.
26. Августин также увещевает своих читателей о слове "вера" и учит, что термин "вера" означает в Писаниях не знание, которое имеется и у безбожников, но уверенность, которая утешает и укрепляет устрашенный разум.
27. Более того, мы учим, что необходимо совершать добрые дела. Не потому, что нам следует полагать, будто мы заслуживаем ими благодать, но потому, что такова воля Божья.
ичная история…
From: (Anonymous) Date: May 24th, 2007 01:04 pm (UTC) (ссылка)

Re: A Zarini

28. Только верой обретается прощение грехов, и оно дается даром.
Кроме того, развернуто на попытки приписать положение «о спасительных делах» Лютеру и обвинить его в пеллагианстве (ибо то, что Вы именуете «философией призвание», и есть отъявленнейшее пеллагианство) отвечает Меланхтон в Апологии Аусбургскго исповедания Артикул 20 «О добрых делах» там он обтоятельно и подробно излагает взгляды Лютера на затронутый вопрос, в частности
1. В двадцатом артикуле наши оппоненты открыто утверждают, что они отвергают и осуждают наше заявление о том, что люди не могут заслужить прощения грехов [своими] добрыми делами. [Запомните это хорошенько!] Они ясно и четко провозглашают, что отвергают и осуждают данный артикул. Что же можно сказать по столь очевидному делу?
2. Здесь составители "Опровержения" открыто показывают - каким духом они водимы. Ибо что является более определенным в Церкви, чем тот факт, что прощение грехов предоставляется даром, ради Христа, и что не наши добрые дела, а Христос является умилостивлением за грехи, как Петр говорит в Деян.(10:43): "О Нем все пророки свидетельствуют, что всякий верующий в Него получит прощение грехов именем Его"? [Это ясное и определенное свидетельство всех святых пророков может по праву быть названо декретом Католической {Вселенской} Христианской Церкви. Ибо даже один пророк высоко ценится Богом и является сокровищем, стоящим всего мира]. И мы скорее должны согласиться с этой Церковью и ее пророками, нежели с этими распутными составителями "Опровержения", столь дерзко и бесстыдно поносящими Христа.
3. Ибо, хотя были писатели, утверждавшие, что после прощения грехов люди праведны перед Богом не верой, но делами, все же они не утверждали того, что само прощение грехов происходит за счет наших дел, а не даром, ради Христа.
4. Таким образом, богохульство, заключающееся в приписывании чести и славы Христовой нашим делам, недопустимо. Эти теологи являются совершенно бессовестными людьми, если они смеют теперь протаскивать такое мнение в Церковь. И мы не сомневаемся, что Его Императорское Величество и очень многие князья не допустят, чтобы данный фрагмент оставался в "Опровержении", если их увещевали в этом [если их просили об этом].

Ну и где же философия профессии???? Где же
Получилась философия, по которой нет иного способа спастись от ада, кроме как служить ближнему в своем профессиональном призвании.

Ничего нет даже близкого.
From: (Anonymous) Date: May 24th, 2007 01:05 pm (UTC) (ссылка)

Re: A Zarini

В дополнение можно посоветовать и работу Лютера прямо посвященную этому вопросу- «Разница между Законом и Евангелием»
И наконец, окончательная формулировка приводится в тезисах Гейдельбергского диспута

25. Праведен не тот, кто много делает, но тот, кто без дел достаточно верует во Христа.

26. Закон говорит: «делай это» и никогда не выполняется. Благодать говорит: «веруй в это» и все уже сделано.

Далее опустим «историческую часть, хотя можно было и поспорить насчет того, как Генрих Мореплаватель не столько ратовал за донесение Христа неверным, сколько за то, как бы выбить арабов из Африки. Перейдем к этому положению:
В тех странах, где философия призвания не закрепилась, технологический прогресс нестабилен. Правители этих стран иногда проводят модернизацию сверху, порой насильственно. Но без поддержки хотя бы части населения прогресс неизбежно затухает.
Трудовое воодушевление значительной части населения Советской России было обусловлено массовым принятием философии призвания, основанной на атеизме, материализме и коллективизме. Однако проблема была в том, что СССР как государство включал в число своих граждан не только тех, кто захотел бы быть сотрудником СССР как корпорации. Это вызвало, с одной стороны, подавление инакомыслящих, а с другой – распространение притворного принятия господствующей философии и ее эрозию. Что и привело к падению СССР.
Еще на заре советского эксперимента стало понятно, что для поддержания высокой степени экономической активности и организованности в идейных сообществах необходима чуть ли не сектантская организация (Чаянов, 1923). Высокоэффективные хозяйства русских штундистов и старообрядцев показывали, что именно жесткий отбор по идейному признаку, замкнутость группы гарантирует ее стабильный экономический успех. Это подтверждала и практика капитализма в США, обязанного своим успехом наличию множества замкнутых протестантских групп, которые требовали от своих членов определенного хозяйственного поведения и само участие в которых давало человеку определенную деловую репутацию (Weber, 1905). Главный принцип организации таких групп – следование определенной философии на деле, что исключает какое бы то ни было притворство. Кто не следует философии группы, немедленно изгоняется.
***********************************************************

Уф ты блин, насколько тяжко изложено. Народ, ведь то что тут перемусолено на дюжине абзацев, Гумилев в свое время обозначил одним словом пассионарность и безо всяких философий, и без Христианства и безо всяких религий. Когда то, один северогреческий царевич, не имея за 500 динариев чтобы платить своим полуголодным солдатам, высадился на побережье Персии, и что эта ободранная толпа, всего через 7 лет, создала империю от индийских джунглей, до ливийской пустыни. И того царька уже именовали не иначе, как Александром Великим. Другой, не меньший проходимец, из знатного латинского рода Юлиев, бежит в Галлию спасаясь от преследований кредиторов, имея в активе 300 тысяч сестерциев долга, там благодаря еще большим долгам, сколачивает себе войско легионеров - по приличнее, и ежегодно пересылает в Рим по миллиону сестерциев, только в качестве поборов, не считая и того, что награбил себе. Когда, наконец, он решается « перейти Рубикон» и со своей шайкой врывается в Рим, что он делает первым делом? Приказывает взломать ворота храма Сатурна и перевезти к себе домой золота в слитках на 10 миллионов-«на срочные расходы». Кто скажет, что он не был бизнесменом? А ведь действовал, в духе наших современных финансовых воротил. Он и его племяш Октавий создали империю, которая вошла в историю, как одно из величайших государственных образований, и что? Где там место философии призвания? Римлян грыз огонь наживы они рвали на части и Галлию, и Иберию, и Египет, стремясь выжать побольше… Вот что делает волна пассионарности…
From: (Anonymous) Date: May 24th, 2007 01:06 pm (UTC) (ссылка)

Re: A Zarini

Другой пример, оборванный голодный кочевник, проведший молодость в качестве раба с ярмом на шее, прадед которого чтоб не помереть с голоду докатывался, до того что ел ворон, которых ему носил ручной коршун ,сколачивает шайку из таких же голодранцев, как и он и прикрываясь именем деда, который сумел объединить несколько племен, и убаюкивая своих бандитов сказками о небесных кренделях, каким то чудом всего в 15 лет сколачивает империю от Охотского моря до Черного, и именуют его уже не иначе как священным потрясателем вселенной-Чингисханом. И это все делается саблями самого нищего из племен Азии –монголами. Вот пример еще одного пассионарного рывка, и на волне этого рывка империя монгол в том или ином виде просуществовала 200 лет. С арабами произошла практически идентичная история… Теперь посмотрим на Европу.
yuritikhonravov From: yuritikhonravov Date: May 24th, 2007 01:43 pm (UTC) (ссылка)

Re: A Zarini

эх, Ален, и зачем было постить сюда такие объемы? во-первых, было бы достаточно ссылки; во-вторых, я эти тексты и без Вас знаю; в-третьих, они не про то - у Лютера есть др. тексты, где прямо написано то, о чем я говорю; в-четвертых, Вы совершенно не поняли моих тезисов и опровергаете какие-то другие

что касается учения Лютера о призвании, то почитайте изложение Вебера, в кот. даны ссылки на лютеровские работы по теме

по большинству протестантских верований (хотя и не по всем), проф. успех - показатель, а не средство спасения; что, однако, делает проф. служение единственным практическим делом, как-то связанным со спасением, а у методистов и др. деноминаций - именно средством

вообще связь протестантизма с учением о проф. призвании - это общее место в совр. науке, давно и подробно рассмотренное

про пассионарность вообще не в кассу - я совсем про другое
From: (Anonymous) Date: May 25th, 2007 11:21 am (UTC) (ссылка)

Re: A Zarini

день добрый В том то и дело, что Вебер приводит ранние работы Лютера, тогда как в "каноническую" Книгу Согласия они не вошли и есть ли смысл их рассматривать не знаю, тем более, что тут однозначно излагается совершенно противоположное мнение Веберу, которое и стало основным в Лютеранстве. Насчет Кальвинистких и пресвитерианских течений тут не спорю, место для этого имеется.
Кирилл Микрюков From: Кирилл Микрюков Date: February 14th, 2018 08:39 pm (UTC) (ссылка)
А где же в ваших высказываниях хоть краем затронута философия? Догматы протестанской школы в века немецкой реформации.
8 толкований | толковать