?

Log in

No account? Create an account
записи друзья календарь что за дневник My Website раньше раньше дальше дальше
Социальная опасность философии - Юрий Тихонравов
философский дневник
yuritikhonravov
yuritikhonravov
Социальная опасность философии
Философия задаётся вопросом: а что если хорошее не хорошо, а дурное не дурно?

Вторая часть вопроса очевидным образом показывает, что философия - это экстремизм, оскорбление всех возможных чувств и подстрекательство ко всем возможным преступлениям. Недавно с преподавателей философского факультета МГУ спросили, как это их студентка отправилась в Ирак воевать за сами знаете какое запрещённое государство. На самом деле удивительно, что только одна. Все запрещённые государства могут быть полны философов. У них даже может быть целый клуб граждан запрещённых государств.

Но истинная опасность кроется в первой части, и именно она вызывает самое яростное озлобление со стороны профанов.
"Мы тут с терроризмом боремся, коммунизм строим, деньги зарабатываем, истину ищем, душу спасаем, примус починяем, а какая польза от вашей философии до наших примусов?" Ведь философия как раз и спрашивает, надо ли примус.

Под этой картинкой некоторые дурачки писали, что неверно, мол, что надо было им хором ответить “Познать истину!”. Вот что значит, как говорил Шеллинг, “самое грубое непонимание”. А что если истина не нужна? А что если истина зло? Вот философский подход. “Истина - это заблуждение”.

Потому, чтобы философствовать, нельзя находиться в борьбе, в том числе в трудовой борьбе за средства существования. Нужен досуг, опять прав был Аристотель. Чтобы подлинно начать философствовать, нужно какое-то время полной свободы где-нибудь у кромки Средиземноморского бассейна, так чтобы наступили истома и нега. Вы слышите эти истому и негу в самих вопросах? А что если хорошее не хорошо? А что если дурное не дурно?

Вот почему философов и философии всё меньше. Хотя массовое благосостояние растёт, борьба всё больше захватывает нас. Уже ни мгновения без борьбы. Чем бы ты ни владел, зазеваешься - и тут же отнимут. “Боритесь непрестанно” вместо “молитесь непрестанно”, что, впрочем одно и то же, ведь и молитва - борьба, духовная брань, великий джихад. Пока ты в борьбе, конечно, кощунственным кажется сомнение в том, стоит ли предмет борьбы того, чтобы за него бороться, и стоит ли противления то, против чего мы боремся. Это расценивается как предательство.

Буддийский взгляд на вещи выделяет такой класс существ - голодные духи. Это очень несчастные существа, непрерывно мучимые своей ненасытностью. Кальвинизм с его истерической экономией всего на свете, в том числе времени, с его жаждой из каждого мгновения извлечь предельную пользу и ни единого не потерять, будучи идейной подкладкой современного мира, делает голодных духов из всех нас. В этой панике “опоздаем, не успеем, не посеем, не пожнём” не до философии. Разве только её приладят к решению каких-нибудь срочных “практических задач” типа бессмертия или “уточнения научного метода”, а философы выставят из своей среды шарлатанов-разговорников, чтобы тянуть из глупых богатых фермеров деньги под свою якобы пользу. “Берите лопату и медитируйте”.

Платон в своей утопии потребовал власти философов и казни безбожников. История поглумилась над ним как следует: безбожники у власти, а философов будут бросать в колодцы. А то вдруг они и в пользе лекарств усомнятся. Хотя нет, много чести - им хватит и условий для тихого вымирания.

Tags: , ,

толковать