?

Log in

No account? Create an account
записи друзья календарь что за дневник My Website раньше раньше дальше дальше
Конец истории, или О религиозном творчестве - Юрий Тихонравов
философский дневник
yuritikhonravov
yuritikhonravov
Конец истории, или О религиозном творчестве
Религиозное творчество есть высшая форма творчества, которая является источником для всех остальных. Тем печальнее, что эта форма уже две тысячи лет как исчерпалась. Это значит, что доля всякого рода римейков, и без того неприличная, в скором времени вырастет до ста процентов. Это будут не только прямые переделки, но также сиквелы, приквелы, пародии и прочие фанатазии по мотивам. "Всё уже придумано до нас, мы лишь тасуем полученные карты".

Почему я говорю, что религиозное творчество так давно исчерпалось, разве за последние две тысячи лет не появилось множество новых религий, разве они не появляются и сегодня? Нет, не появляются. Новая религия и вообще новое мировоззрение - это какая-то новая высшая ценность, новая конечная цель. Если у вас нет этого элемента, у вас ничего нет. Если об этом помнить, то последней из открытых высших ценностей является деятельная любовь, а самой юной религией является христианство. И вслед за Тертуллианом мы можем спросить: после Евангелия есть ли что действительно новое, что стоит внимания? Увы, только смешение уже известных компонентов.

Самое известное явление после христианства - ислам. Но ислам - это универсализация иудаизма. Даже реуниверсализация, поскольку иудаизм изначально был универсальным посланием. Он был не исповеданием какого-то народа, а исповеданием, создающим новых народ из людей, принявших новую веру. Явное разделение категорий народности и религиозности началось как раз после Христа (см., например, отношение к прозелитам во время восстания Бар-Кохбы), а окончательно было завершено савораями как раз ко времени ислама: последние редакции Талмуда и собирание Корана практически синхронны.

И все последующие религиозные произведения лишь комбинации уже известных ценностей (самая известная комбинация - сикхизм), либо новые направления внутри соответствующих систем. Реформированные, новые, усовершенствованные, философские, мистические, оккультные, очищенные, модернизированные, архаизированные и иные подобные версии. Римейки.

В конце 18 века началось возрождение умерших религий. То есть религия уже тысячу лет не имеет последователей, а её зовут из небытия. На сегодня так или иначе воссозданы все когда-либо погибшие традиции, включая древнеегипетские, шумерские, тольтекские и проч. В 20 веке стали даже создавать пародийные религии. А писатели стали придумывать религии для своих героев, разумеется не выходя за пределы реальных образцов. То есть тема совсем исчерпала себя.

Чтобы учредить новую религию, нужно открыть новую ценность, понятную в отрыве от всякой метафизики, и построить систему её реализации, уже включающую в себя сообразную метафизику. И это задача совсем не простая. Возьмите для примера скорость. Скорость - это extrinsic value, она средство и существует только ради чего-то другого. Но попробуем посмотреть на неё как на intrinsic value, как будто это ценность предельная, существующая ради себя. И построим систему её реализации, целую религию скорости. Весь мир оценим с точки зрения скорости. Откроем для себя мистику скорости, увидим преображение бытия на её пределах. Некий намёк на это можно найти у Маринетти, в Манифесте футуризма:

Мы утверждаем, что великолепие мира обогатилось новой красотой - красотой скорости…
Мы стоим на последнем рубеже столетий!.. Зачем оглядываться назад, если мы хотим сокрушить таинственные двери Невозможного? Время и Пространство умерли вчера. Мы уже живем в абсолюте, потому что мы создали вечную, вездесущую скорость.


Но не получилось, по крайней мере пока. Скорее всего, дело именно в инструментальной природе этой ценности. Хотя очень может быть, что это путь - стараться видеть высшую ценность в инструментальных ценностях и на этой основе строить новые системы. Чтобы как-то поддержать себя в творческом тонусе. И будут религии гибкости и религии твёрдости, религии тяжести и религии лёгкости, религии объёма и религии точечности...

Tags: , ,

4 толкований | толковать
Comments
From: volnovod Date: May 13th, 2013 11:13 am (UTC) (ссылка)
Круче любви ничего не придумаешь. А инструментальные ценности представляются наивными и незрелыми (твёрдость ради твёрдости - уже смешно), и с годами всё труднее их будет поддерживать. К примеру, можно понять упоение скоростью в молодости, но вот в зрелости... (печально трогая лысеющую голову).
В любом случае интересное размышление, спасибо.
yuritikhonravov From: yuritikhonravov Date: May 25th, 2013 07:40 pm (UTC) (ссылка)
крутизна, кстати, тоже ценность, и вы, между прочим, в этом комментарии поставили её выше деят. любви
From: (Anonymous) Date: May 26th, 2013 03:22 pm (UTC) (ссылка)
Что ж, удачно попытались поймать меня на слове :) И всё-таки я не хотел бы ставить крутизну выше любви.
yuritikhonravov From: yuritikhonravov Date: May 26th, 2013 03:28 pm (UTC) (ссылка)
это не просто ловля на слове - я обращаю внимание на то, как устроена наша речь, и на то, что для чего является меркой; а устроено всё так, что власть над вещами (крутизна) оказывается высшей меркой для всего остального - и это вовсе не случайно

ну, и, конечно, я хотел ещё раз обратить внимание на то, что с точки зрения самой себя каждая ценность является высшей - хотя бы потому, что она и есть мерка; вот с точки зрения "что круче" нет ничего круче самой крутизны, и даже деят. любовь тут не так крута
4 толкований | толковать