?

Log in

No account? Create an account
записи друзья календарь что за дневник My Website раньше раньше дальше дальше
Философские основы комплементаризма - Юрий Тихонравов
философский дневник
yuritikhonravov
yuritikhonravov
Философские основы комплементаризма
Оригинал взят в complementarism от 28 декабря, 2010

В развитие вот этого рассуждения.

Мировоззрения могут использовать самые разные, в том числе, казалось бы, чужеродные, философские методы для своих обоснования, детализации, развития, самоосмысления. Иудаизм, христианство, ислам не одно тысячелетие пользовались органоном платонизма и аристотелизма. Китайский буддизм пользовался местными философскими традициями.

В распоряжении комплементаризма имеется не менее семи философских систем, сформированных в разное время и в разных культурных ареалах. Каждая из них содержит обоснование онтогносеологического плюрализма - принципа, согласно которому различные способы познания открывают различные планы бытия.

1. Анэкантавада, джайнское учение о неодносторонности, включает три части: 1) наявада - всякая точка зрения отражает лишь один из неопределённого множества аспектов какого-либо предмета; 2) сьядвада - всякое суждение истинно лишь "некоторым образом" (сьяд); 3) саптабханги - семизначная логика. Основателем считается Махавира (599-527 до н.э.). Последний крупный представитель Яшовиджайя Гани (1624-1688). В наши дни своего рода продолжением стали многозначные и релевантные, в основном паранепротиворечивые, логики, представленные десятками имён.

2. Буддийская теория двух истин учит что абсолютная истина, парамартха сатья, отражает реальность как есть, познаваемую чистым взглядом Будды. Относительная истина, самврити сатья, отражает конвенциональную реальность, познаваемую сансарными существами. При этом абсолютная истина невыразима, а конвенциональная истина, в свою очередь, множественна, поскольку каждое сознание видит мир в соответствии со своей кармой. Восходит к словам Будды (6-5 в. до н.э.), основателем махаянской версии считается Нагарджуна (150-250). Традиция жива и сегодня, на Западе ей уделяет внимание Дэн Люстгауз, перебрасывающий мост к феноменологии.

3. Сюаньсюэ, даосское учение о сокровенном, утверждает взаимопроникновение и фундаментальное единство вещей, даже, казалось бы, взаимоисключающих, как бытие и небытие. Основатели Хэ Янь (190-249) и Ван Би (226-249), развивалось также конфуцианскими и буддийскими мыслителями, в том числе буддистом Сунь Чо (314-371), выводившим из него единство трёх учений (сань цзяо) - буддизма, даосизма и конфуцианства. Последний заметный представитель даосский мыслитель У Чунсюй (1552-1640). В наши дни идею развивает Бостонская школа неоконфуцианства во главе с Джоном Бертронгом.

4. Аверроизм - средневековая интерпретация аристотелизма, частью которой является учение о двух истинах - говорит, что откровение и наука могут противоречить друг другу, поскольку познают мироздание в разных аспектах и выражают своё знание на принципиально разных языках. Основатель Ибн Рушд (1126-1198). Последние крупные представители: Чезаре Кремонини (1550-1631) и Галилео Галилей (1564-1642). В наши дни аверроистскую традицию продолжили марокканец Мухаммед Аль-Джабри и египтянин Хасан Ханафи.

5. Кантианство, частью которого является учение об истинах чистого и практического разума, основывается на том, что истины чистого разума недостаточны для деятельности, в то время как основания действия не выдерживают критики с точки зрения чистого разума. Основатель Иммануил Кант (1724-1804). В наши дни существуют различные версии, наиболее заметной из которых стал фикционализм, основанный Гансом Файхингером (1852-1933) и представленный такими именами, как Нэнси Картрайт, Гартри Филд, Кристин Корсгаард и др.

6. Прагматизм учит, что знание о практических следствиях, связанных с некоторым объектом, исчерпывает всё знание об этом объекте. Таким образом всякое знание, в том числе мировоззренческое, "религиозное", есть знание о некотором конечном эффекте. Основатель Чарльз Сандерс Пирс (1839-1914). В наши дни традиция имеет множество последователей, включая таких известных мыслителей, как Ричард Рорти, Уилфрид Селларс, Уиллард Куайн, Джозеф Марголис и многие другие.

7. Перспективизм учит, что все наши представления формируются в определённой перспективе, обусловленной особенностями её носителя. Таким образом и любое мировоззрение есть не больше и не меньше, чем некая перспектива. Основатель Фридрих Ницше (1844-1900). В наши дни перспективизм имеет множество последователей, в том числе таких, как Томас Кун, Кен Уилбер, Вернер Кригльштайн и Рольф Сэттлер

Список этот открыт. В него не вошли, например, Йоханнес Поортман с его хилетическим плюрализмом и Исайя Берлин с его ценностным плюрализмом. Их соединение также могло бы составить полноценную систему онтогносеологического плюрализма.

Tags:

толковать