?

Log in

No account? Create an account
записи друзья календарь что за дневник My Website раньше раньше дальше дальше
Семь ступеней воскресения - Юрий Тихонравов
философский дневник
yuritikhonravov
yuritikhonravov
Семь ступеней воскресения
В иудаизме, исламе и буддизме можно критиковать частности. Но в целом в них всё хорошо. Это всеохватные, убедительные, вдохновляющие системы. В них всё хорошо. Кроме одной вещи. Они отвергают воскресение Иисуса. И этого одного оказывается достаточно. Эти религии оказываются чужды воскресения как такового.

Иудаизм и ислам прямо отрицают, что Иисус воскрес. Буддизм отвергает телесное воскресение как таковое, вообще не видит в нём никакого блага. Если стремиться так умереть, чтобы уже никогда не родиться вновь, то стремление к воскресению становится просто каким-то издевательством, абсурдом.

Вера в воскресение одного Иисуса так важна потому, что она сама даёт воскресение. Она делает это хотя бы в качестве примера. Примера того, как Некто настолько возлюбил жизнь, что, даже будучи предан и до смерти замучен, всё равно вернулся к ней. Не разочаровался, не устал, не махнул на всё рукой. Его в дверь, а он в окно. Ванька-встанька. "Врёшь, не возьмёшь".

Пусть мир лежит во зле. Пусть вся жизнь сплошная дукха. Пусть всё ужасно и нелепо. Пусть кругом низость и предательство. Пусть кругом только гои и кафиры, заслуживающие смерти как награды. Пусть всё так. Но вера в телесное воскресение Иисуса все равно говорит нам, что жить стоит. И что жить можно. Даже вопреки всему этому.

У воскресения есть свои ступени.Первое и самое простое - это возрождение. Возрождение к жизни, о котором слыхали мы все и которое переживали многие. "Ты меня воскресила" и т.п. Это воскресение чувств, вкуса к жизни, способности радоваться. Как бы прорываешься сквозь пелену уныния, омертвелости рецепторов, глухого отвращения ко всему. Начинаешь ощущать бытие и даже видеть красоту. Это воскресение-для-себя. Его знают и языческие религии с их дваждырожденными.

Второе воскресение - это воскресение-для-других. Когда вкус к жизни превращается в деятельность. Бодрость духа позволяет не только браться за какие-то дела, но и доводить их до близости к планируемым последствиям. Тут уже мир начинает ощущать тебя. Ты был потерян для него, а теперь ты снова в нём, и это заметно. Ты способен нести что-то окружающим. Ты зарабатываешь друзей и врагов. А если у тебя есть друзья и враги, значит ты не мертвец. Ты воскрес. Это воскресение уже больше свойственно христианам. Как бы там ни было, но они наиболее активны и плоды их деятельности наиболее заметны. Где христианство, там всегда что-то новое, спорное и даже порой пугающее. Где христианство, там жизнь.

Третье воскресение - это уже своего рода власть над жизнью. Если ты бодр духом, если ты любишь жизнь и если тебе всё ещё просто "что-то надо", ты можешь жить очень долго. Даже неопределенно долго. Не уставая, не разочаровываясь. Йоги говорят, что они могут жить, сколько захотят. Но христиане не йоги, они слишком активны. Они не прячутся в леса, а идут на баррикады, на войны и проч. Они то и дело вызывают огонь на себя. То и дело достают своей активностью до такой степени, что нарываются на неприятности. Вплоть до летального исхода. "Как хочешь умереть - сразу или помучиться?" "Хотелось бы, конечно, помучиться".

Физическое бессмертие без воскрешения - это запечатление смерти, вечное умирание (нечто вроде вечной агонии, то есть фактически то же, что ад). Это когда тебе незачем жить, да и жить не хочется, а умереть ты не можешь. "В те дни люди будут искать смерти, но не найдут её; пожелают умереть, но смерть убежит от них" (Отк. 9:6). Не такова ли участь Агасфера?* Воскресший презирает смерть, он готов умереть, хотя и не "просто так". Именно это "лёгкое" отношение к жизни и делает её полной. "Сберегший жизнь свою потеряет её; а потерявший жизнь свою ради Меня сбережет её" (Матф. 10:39; заменил "душу" на "жизнь"). См. очерк "Свобода и смерть".

Четвёртое воскресение - это слава. Некий предел результативной деятельности, её ореол, венец. Платон говорил, что слава есть мост от смертности к бессмертию, единственный способ для бренного существа запечталеть себя в вечности. Древние египтяне считали бессмертие имени и образа половиной бессмертия как такового. В христианстве "слава" осмысляется по-своему: см. иконы "Христос во славе", "Дева Мария во славе" и т.д. и богословский комментарий к ним.

Пятое воскресение - это посмертная жизнь в том, что ты делал при жизни, в своём деле и его последствиях. Ты уже умер, но у друзей и у врагов впечатление такое, будто ты всё ещё жив. Твои произведения не забыты, но продолжают производить впечатление и доносить твою мысль; твое предприятие не рухнуло без тебя, но продолжает развиваться; те, кого ты вырастил и воспитал, не сбились с пути, но продолжают воплощать начатое тобою и даже во многом подражают тебе, по-своему воспроизводят тебя в своих действиях.

Шестое воскресение - это вечная жизнь тела, его нетление. Древние египтяне почитали его второй половиной бессмертия и потому занимались мумификацией. Христиане почитают его как удел тех, кого именуют святыми. Любовь к жизни была настолько сильна в них, что даже когда дух покинул тело, оно продолжает каким-то образом жить и по-своему помогать живым: мироточить, исцелять, творить чудеса. Это тоже вариант физического бессмертия. Но такой, на который едва ли польстятся те, кто продолжает умирать в своем эгоизме. "...если пшеничное зерно, падши в землю, не умрёт, то останется одно; а если умрёт, то принесёт много плода" (Иоан. 12:24).

Наконец, седьмое воскресение - это телесное вознесение. Одни говорят о телесном вознесении минуя смерть. Так рассказывают об Илие и Енохе, а мусульмане так учат об Иисусе**. Другие говорят о телесном вознесении после смерти и последующего воскресения, как было с Иисусом. Многие христиане верят, что помимо Иисуса этого удостоилась его Мать. Правда, одни говорят, что сначала было её успение, потом воскресение, а уже потом она, по-видимому, вознеслась. А другие - что и успения не было, а вознеслась она, не изведав смерти. Из последующих христиан ни апостолы, ни святые как будто не пережили ничего подобного***. А жаль.


Добавления

*Давать вечную жизнь невоскресшему всё равно что давать гарем красивых женщин импотенту. Только мучить. В конечном итоге он их непременно поубивает.

**Правда, по их воззрениям, Иисус всё равно должен вернуться на Землю и умереть. Уже и могилу приготовили.

***Считается, что этот опыт ожидает их в конце времен. Как это контрастирует с мусульманским учением: у христиан сначала умирают, чтобы потом вознестись; у мусульман сначала возносятся, чтобы потом умереть.

Tags:

88 толкований | толковать
Comments
notterrier From: notterrier Date: January 6th, 2007 12:06 am (UTC) (ссылка)
Ага, разница лежит в иной сфере, нежели в которой принято бесстрастно сравнивать тексты. И она велика.
То, что на бумаге - вариант единого сюжета, в реальности - другой мир.
fritzchen From: fritzchen Date: January 6th, 2007 10:00 pm (UTC) (ссылка)
Буддизм не отвергает воскресения Иисуса. Северный тибесткий буддизм не чужд вовсе воскресению. Если полистать книги, то можно найти массу примеров воскресений в исполнении тибетских мистиков. Этим там никого не удивишь.

*Буддизм отвергает телесное воскресение как таковое, вообще не видит в нем никакого блага*

Разве что хинаянская традиция. Разделять эти традиции глупо, но вынужден. Махаянский буддизм не отвергает воскресение как такове и не рассматривает его на предмет блага, в этом нет практической надобности. Буддизм вообще отрицает смерть как таковую, нет её. Как тогда можно рассматривать воскресение в принципе? Смерть и воскресение в буддизме - продукт воспалённого невежеством и жадностью ума. Если воскресение для чего-то нужно, "для пользы дела", то оно рассматривается и практикуется.
Рекомендую изучить работы Нагарджуны и его последователей. Предельно полезно, на мой взгляд.
yuritikhonravov From: yuritikhonravov Date: January 7th, 2007 12:23 am (UTC) (ссылка)
Я читал мн. трактаты, приписываемые Нагарджуне, и о нем самом, однако не припомню, чтоб там вообще упоминалось о телесн. воскресении. Если Вы знаете о подобном в каких-л. будд. текстах, приведите, пожалуйста, ссылки - это интересно.

PS. Никакой хинаянской традиции не существует. Этот термин неприменим к тхераваде, разве что в уничижит. смысле (типа ламаизма для ваджраяны).
From: ex_delatel Date: January 7th, 2007 10:07 am (UTC) (ссылка)
Будда может создать себе любое материальное тело, чтоб кого-то учить. Если по-тупому: после Пробуждения любой Будда множество раз "воскресает" в этом смысле слова, приходя в физических телах (Нирманакая) в разные миры. Но материя, такой, какой мы, люди, её видим - галлюцинация омрачённого ума. Для самого Будды она не имеет смысла: он видит иначе. Тело Будды для себя - Дхармакая. Мы, простые люди, его воспринимать не можем.
Будда может и воскресить своё физическое тело, просто в этом нет нужды. На таких сюжетах нет и специальной концентрации: они не впечатляют буддиста. Скажем, когда кремировали тело Миларепы, и поднялся плач - чтоб успокоить учеников, он поднялся в костре и сказал пару слов. Воскрес, ну и что? Конкретное физическое тело непринципиально, когда Будда может предстать и как физический мост, и как - физически реальная - собака, старуха, кто и что угодно (как в случае со встречами Асанги и Майтрейи).
Что будет важнее для наставления учеников, то Будда и сделает: физически умрёт, воскреснет и т.д. Лишь бы польза была.
fritzchen From: fritzchen Date: January 7th, 2007 11:00 am (UTC) (ссылка)
Очень сильно согласен с PS, я тоже так считаю. Все эти подразделения зачастую имеют бирку "сделано в Европе".))

Ссылки конкретно привести сейчас не могу. Разве что позже. При прочтении литературы тибетского происхождения такие случаи встречаются, как-то не концентрировался особо на этом. Да вон хоть и в истории Миларепы, упоминаемой ниже Делателем.
Если подойти научно к вопросу, то все мы каждую секунду умираем и воскресаем - миллиарды клеток умирают и рождаются в теле, не говоря уже о том, что тело почти полностью меняется за 6-7 лет, кроме зубов и некоторых костей, да и то, там происходят обменные процессы.

Упоминать и рассматривать телесное воскресение имеет такой же смысл, как и поход в универсам за продуктами. Отрицать же или отвергать воскресение Иисуса также бессмысленно с точки зрения буддизма. Буддизм просто задаёт вопрос "а дальше-то что?". Можно это понимать как отвержение или отрицание, по желанию.
From: ex_delatel Date: January 7th, 2007 11:08 am (UTC) (ссылка)
Возникло 2 глупых вопроса:
1. Где сейчас находится преображённое физическое тело Иисуса Христа, которое он демонстрировал ученикам после воскресения? Оно ведь должно занимать какое-то место в пространстве: где находится это место? Иисус Христос живёт где-то в Космосе, или его тело - в другом измерении?
2. (Вопрос о целесообразности телесного устройства людей после всеобщего воскресения и преображения: прошу не видеть в этом непристойности) Имеет ли преображённое тело гениталии; если да - то зачем? Продолжается ли сперматогенез? (По образованию я врач, лично мне это трудно понять: в литературе объяснений не встречал, спросить у знакомых христиан как-то неловко).
yuritikhonravov From: yuritikhonravov Date: January 7th, 2007 11:39 am (UTC) (ссылка)
Хорошие вопросы, напрасно Вы стесняетесь их задавать. Точных ответов согласно хр. источникам я не знаю. Но Вы сами упомянули, что дело преображенное. Павел даже говорит о духовном теле (что стало причиной мн-ва гностич. спекуляций).
From: ex_delatel Date: January 7th, 2007 01:16 pm (UTC) (ссылка)
Духовное тело в буддизме - это Тело Будды для себя (Дхармакая) и Тело Будды для других (Рупакая: Самбхогакая и Нирманакая). Так же говорят о Радужном Теле, когда тело адепта переходит в светящуюся форму (собственно, это и есть Трикая: Дхармакая-Самбхогкая-Нирманакая, обретённая ещё прямо здесь, в этой жизни, ещё до умирания физического тела.) Это преображение.
Воскрешение мёртвого тела (от чём было сказано выше) - магическая практика, доступная и небуддистам. На Востоке сохранилось множество таких историй.
midav_urman From: midav_urman Date: January 7th, 2007 01:56 pm (UTC) (ссылка)
Не о том говорите, господа. Разнообразие и противоречивость религиозных представлений говорит о том, что это фантазии, которые дают ответ на людские чаяния в условиях нехватки информации. Можно понять тех, кто жил давно. Но сейчас ХХI век. Наука трактует вопрос однозначно.
"Согласно современным представлением наблюдаемая нами Вселенная появилась примерно 15 млрд. лет тому назад из некого первичного высокоэнергетического вакуума (П. И. Фомин: «Гравитационная неустойчивость вакуума и космологическая проблема // Препринт Института теоретической физики – Киев, 1973), путем случайной квантовой флуктуации его характеристик, повлекший его фазовый переход и инфляционное расширение квантового пространственно-временного пузырька (Alan H. Guth. Time Since the Beginnng // arXiv:astro-ph/0301199 v1/) с образованием Вселенной, в которой мы и находимся. Согласно теории «хаотической инфляции) (А. Д. Линде) это вполне заурядный процесс для первичного вакуума. Этот первичный вакуум находится вне нашего непосредственного восприятия, и о характере его мы можем судить лишь опосредованно, отталкиваясь от свойств наблюдаемой нами Вселенной. О стадии инфляции уже можно судить экспериментально-опытным образом по анизотропии и поляризации реликтового излучения (Kamionkowski Mark. New Views of Cosmology and the Microword // arXiv:hep-ph/0210370 v1.)" (Из переписки с Freesopher’ом).
Какое еще «воскресение»? Инфантильность это. Обеспокоены, какую фантазию предпочесть, христианскую или буддистскую? Боитесь взглянуть правде в глаза?
yuritikhonravov From: yuritikhonravov Date: January 7th, 2007 02:14 pm (UTC) (ссылка)
В том-то и дело, что хр-во так и осталось бы увлекательной фантазией в ряду др. фантазий, кабы не факт воскресения. Воскресение всё меняет. Был таки единственный фантазёр, кот. воскрес после смерти.
From: ex_delatel Date: January 7th, 2007 03:08 pm (UTC) (ссылка)
Добавьте к своему списку Миларепу, утешавшему плачущих на своей кремации.
("Жизнь Миларепы" в переводе Эванса-Вентца доступная и известная книга.)
Просто в буддизме Миларепу ценят не за то, что он мог вернуться к жизни (или продемонстрировать своё преображённое Ваджрное Тело) - а за помощь другим.
fritzchen From: fritzchen Date: January 7th, 2007 04:11 pm (UTC) (ссылка)
Ну-с, к Вам всего два фантазийных вопроса: 1. Что за первичный вакуум, зачем он, откуда и куда? 2. Зачем нам обращать своё внимание на явления, находящиеся вне нашего восприятия, т.е. попросту несуществующие, только чтобы опосредованно пофантазировать на тему реликтовых излучений? Впринципе, неплохое развлечение - я уже фантазирую.
From: ex_delatel Date: January 7th, 2007 06:47 pm (UTC) (ссылка)

Зомби, Грабовой и прочее.

Юрий, если я не реагирую на зомби, Гробового и прочее - это не от недопонимания, а от моего нежелания подыгрывать Вам в оскорблениях буддизма.
Я старательно, как мог, припомнил буддийские истории о том, как сознание возвращалось в оставленное тело, снова оживляя его - будь это сжигаемый труп или жареная тушка рыбы. В буддизме этому не придаётя специального, самодовлеющего значения. Можно даже посчитать эти истории сказками.
Потому что преображённое тело, тело бессмертного Будды - оно выше материи, хотя Будда и приходит в материальном теле для обучения других. Материальное тело Будды для него - всё равно что одежда, и если один пиджак запачкан соусом ("отравился мясом") - Будда оденет миллион новых пиджаков вместо того, чтоб чистить старый. Или почистит (воскреснет): но только в том случае, если польза от этого будет.
В случае Будды Шакьямуни, воскресение прямо противоречило его учительским целям: простимулировать учеников на личную практику, а не любоваться его, Будды, величием.
Каждый Будда многократно является лучшим последователям, в том числе в материальном, осязаемом виде (любом) - если они готовы, и есть от этого польза. Именно физически, осязаемо Майтрейя явился Асанге. Был смысл.
Именно физически приходят Будды-Учителя, подобные Шакьямуни, после своего Пробуждения.
Для обретения Трикаи, бессмертного тела Будды, не обязательно сначала умереть (хотя и так бывает: обретение Тела Света), а потом воскреснуть. Если можно так выразиться, воскресение в Теле Будды намного превосходит воскресение в физическом теле последней жизни. Тело Будды вне ограничений, последнее физическое тело ограничено своим размером, формой и т.д.
yuritikhonravov From: yuritikhonravov Date: January 7th, 2007 06:57 pm (UTC) (ссылка)

Re: Зомби, Грабовой и прочее.

Я оч. не люблю, когда меня обвиняют в оскорблениях, когда их не было. Прошу Вас взять свои слова обратно.
Для справки: зомби - это религ. практика вудуизма, гаитянской религии, связанная с оживлением мертвецов магич. средствами. Как исследователь я стараюсь равно относиться ко всем религиям и их практикам. Как просто человек предпочитаю то или иное мировоззрение.

У меня в очерке так и написано - буддизм чужд воскресения. Оживление тушек вообще не относится к теме. Образ Миларепы в огне - оч. косвенно. Это интересная история, но она периферийная и оч. ненадежная по источникам - даже с религ. буддийск. т.зр. Вот если бы Вы привели ссылку на первоисточник - тогда др. дело. Кроме того, если Вы обратили внимание, у меня речь идет о личностом воскресении, о ступенях, о возрождении и т.п. А не просто об бессмысленной гальванизации или о фокусе, пусть даже оч. тонком и полезном для людей.

Пожалуйста, не обижайтесь, но я хочу обратить Ваше внимание на постоянно повторяющуюся проблему: Вы оч. невнимательно читаете обсуждаемые тексты, выбирая оттуда только какие-то частности и по-своему их истолковывая. Так оч. трудно развивать дискуссию.
From: ex_delatel Date: January 7th, 2007 07:43 pm (UTC) (ссылка)

Re: Зомби, Грабовой и прочее.

Если не хотели оскорбить - конечно, забираю свои слова обратно.
То, что обретению бессмертного Тела Будды предшествует нравственное преображение, было для меня настолько очевидно, что я не думал о том, что его можно искренне приравнять к возрождению зомби.
Конечно, нравственный рост в буддизме - это нравственный рост в буддизме, не в христианстве. Конечно, обретению буддийской Трикаи не предшествует развитие христианской святости. Тут действительно не о чем спорить: действительно, буддизм - не христианство, а Трикая - не христианское воскресение. Зачем тогда писать о буддизме, я не понимаю. Первый абзац Вашей статьи можно понять так: "всем хорош буддизм, кроме того, что он не христианство". Ну да. Это так. Буддизм не христианство. Буддийское бессмертие - это не христианское воскрешение. Но и как же могло быть иначе??? 8-0
88 толкований | толковать