?

Log in

No account? Create an account
записи друзья календарь что за дневник My Website раньше раньше дальше дальше
Архитектурная головоломка жизни - Юрий Тихонравов
философский дневник
yuritikhonravov
yuritikhonravov
Архитектурная головоломка жизни
Представляю обещанное описание ещё одной комплементарной практики.

Её суть состоит в том, чтобы самостоятельно создать абстрактные материальные символы своих жизненных задач, а потом собрать их воедино в некую устойчивую конструкцию.

Шаг первый: формулировка задач и создание их списка. Уже тут возникают затруднения: далеко не так просто определить, чего же именно ты добиваешься в своей жизни, не в текущий период, а именно в целой жизни. Некоторые задачи формулируются слишком туманно, некоторые оказываются лишь частным случаем других задач, а иные, напротив, распадаются. Некоторые задачи слишком близки друг к другу. Кроме того, трудно понять, насколько полон список и нет ли в нём чего-нибудь лишнего. Собственно, все эти трудности показывают, насколько полезно подобное упражнение.

Мой первичный список составил 15 названий, вот они в алфавитном порядке:
безопасность, победа на врагами,
благополучие близких,
благополучие моего народа,
богатство,
влияние,
дети, потомство,
деятельная любовь к ближним,
здоровье и долголетие,
личное счастье, взаимная половая любовь,
подобающее, гармоничное положение в обществе,
почёт, слава,
практическое единобожие,
приятное самочувствие, удовольствия,
профессиональная и творческая самореализация,
свобода от страданий.

Список, конечно же, уязвим для критики. Например, я до сих пор не уверен, стоит ли выделять профессиональную и творческую самореализацию, не входит ли она без остатка в деятельную любовь. Но практика как раз и состоит в том, чтобы постоянно, с известной периодичностью, проводить ревизию своих задач и соответственно перестраивать сложенное из них здание.

Шаг второй: создание абстрактных символов для каждой из задач. В качестве пробного материала был использован обычный пластилин. Условие - стараться как можно меньше думать и больше думать руками, когда непосредственно мнёшь комок. Это условие можно использовать и как критерий отбора задач: если для какой-то из них фигура никак не получается, значит, возможно, с её формулировкой и вообще с ней что-то не так. Цвет также имеет значение. Однако, поскольку на этапе пробы имелись ограничения по набору цветов, они не всегда адекватно отображают замысел.





Прежде чем прочесть значение фигур, можно попытаться угадать, что что обозначает.

Задача безопасности представлена синим "утюгом" - лежащей на боку вытянутой пирамидой, у которой одна из сторон составляет прямой угол со основанием (на ней она и лежит).
Благополучие близких - коричневая усечённая пирамида (трапецоэдр) с вогнутым (в форме сферы) основанием. На фото она перевёрнута и похожа на чашу.
Благополучие моего народа - чёрный куб.
Богатство - золотой кирпич.
Влияние - синий куб, соединённый с пирамидой.
Продолжение рода - зеленовато-чёрный куб, каждая сторона которого представляет вогнутую сферу.
Деятельная любовь - алый шар с восемью симметрично вогнутыми равными секторами, у меня получился отдалённо похож на морскую звезду.
Здоровье и долголетие - тёмно-зелёный цилиндр.
Личное счастье - ярко-зелёное полноторие (цилиндрическое кольцо).
Сообразное положение - жёлтый шар.
Почёт, слава - пурпурный конус.
Практическое единобожие - оранжевая пирамида.
Приятное самочувствие, удовольствия - красное полушарие, соединённое со слегка вытянутой пирамидой.
Профессиональная и творческая самореализация - синий кирпич, на одном конце с вогнутым, а на другом с выпуклым полушарием.
Свобода от страданий - на треть вогнутый внутрь себя белый шар, своего рода "шапка".

Я старался абстрагироваться от культурно-символических ассоциаций, хотя, конечно, далеко не во всех случаях это удалось, если вообще удалось.

Следующим шагом должен был бы стать подбор материалов, а затем - изготовление из них всех символов в точных формах, так чтобы и сам их размер, и характер материала также выражали характер представляемых задач. Кроме того, менее податливые в ряде случаев материалы сделали бы более реалистичной задачу конструирования из них единой фигуры. Однако, поскольку речь идёт о самом первом опыте, до этого пока не дошло. Но была предпринята попытка построить устойчивую конструкцию из пластилиновых элементов.

Сразу стало понятно, что даже в случае с пластилином речь идёт о настоящей головоломке. Элементы надо собрать так, чтобы конструкция стояла сама. По ходу сборки стали возникать вопросы о том, что должно быть в основании, а что на вершине, что в центре, что сбоку, и какое положение что может значить. Стали возникать первичные комбинации элементов, как, например, вот эта.




Цилиндр здоровья и долголетия как бы сам собой оказался с нахлобученной шапкой свободы от страданий и опоясан полноторием личного счастья.

В итоге строительства получилось вот такое здание (или храм?) моей жизни.









Сооружение это простояло недели три, постепенно житейские бури выломали некоторое его части, а потом и полностью его разрушили. Специально не ставил его в стороне от обычных передвижений. Не знаю как насчёт красоты и изящества, но оно оказалось не очень прочным даже с учётом пластичности материала. Так что теперь надо думать над новым планом строительства.

В общем виде практика выражает идею комплементаризма: пять из пятнадцати задач - деятельная любовь, практическое единобожие, свобода от страданий, подобающее положение и благополучие собственного народа - связаны с пятью конфессиональными искусствами, соответственно с христианством, исламом, буддизмом, конфуцианством и этническим исповеданием. А также идею воскресения. Связь этих идей ранее уже отмечалась.

Сама суть практики тоже имеет многогранную природу. Она может рассматриваться как чисто психологическое упражнение, как попытка разобраться с самим собой, и в то же время как символическое действие, которое может иметь разный смысл: ритуальный, магический и проч., особенно если, например, оставить на каждом элементе соответствующую надпись в виде пожелания, заклинания, мантры, молитвы и т.п. Не говоря уж о том, что иные могут обнаружить и развить в себе талант скульптора.

Очевидно, что эта практика навеяна целым рядом аналогов: индусской янтрой, буддийской мандалой, суфийской заирджой, откуда Раймунд Луллий позаимствовал свою Ars Magna, и даже современной популярно-магической практикой "коллажей счастья". Но хотелось бы верить, что более всего она соответствует завету Плотина: "Неустанно лепи свой собственный портрет".

Tags: , ,

9 толкований | толковать
Comments
From: ex_kosilova Date: October 18th, 2010 07:36 am (UTC) (ссылка)
Ну и ну!
yuritikhonravov From: yuritikhonravov Date: October 18th, 2010 07:38 am (UTC) (ссылка)
мои тексты уже во 2-й раз вызывают у вас бурю эмоций, а я всё никак не пойму, с чем именно это связано)
From: ex_kosilova Date: October 18th, 2010 07:52 am (UTC) (ссылка)
Почему во второй? Минимум несколько десятков было
В данном случае легко объяснить, что именно поразило. Во-первых, идея слепить из пластилина идеи жизненных задач. У меня тоже есть жизненные задачи - например, достичь мастерства в преподавании - но мне бы в голову не пришло думать, какую форму имеет эта задача и какой цвет!
Ну и составлять из этих задач сооружение тоже.
Во-вторых, конкретные реализации тоже потрясают. Деятельная любовь в виде красного креста и монотеизм в виде рыжей пирамиды - это ну очень оригинально. А вот личное счастье как кольцо - это вроде понятно :)
yuritikhonravov From: yuritikhonravov Date: October 18th, 2010 07:58 am (UTC) (ссылка)
про другие случаи я не знаю - Вы их скрыли)

вроде бы для Вас как для человека, не понаслышке знакомого со всякими психологич. тестами, подобные идеи не должны быть такой уж новостью; надеюсь, я Вас не слишком шокировал

From: ex_kosilova Date: October 18th, 2010 08:21 am (UTC) (ссылка)
Как-то не воспринимала это у психологов серьезно. Но не исключено... А как вы решали, какая будет форма? Думали про соответствующее понятие и вертели в руках пластилин? Что получится, то и получится?
yuritikhonravov From: yuritikhonravov Date: October 18th, 2010 08:35 am (UTC) (ссылка)
примерно так; хотя в ряде случаев у меня уже был в голове готовый образ
From: ex_kosilova Date: October 18th, 2010 08:39 am (UTC) (ссылка)
Интересно как. А у меня никаки образов нет, в том, что касается таких вот абстрактных идей. У вас, видно, есть сильная художественная сторона! Вообще говоря, такая вот образная конкретика, вероятно, действительно может оказаться полезной для понимания себя, составления своего портрета, да.
yuritikhonravov From: yuritikhonravov Date: October 18th, 2010 08:50 am (UTC) (ссылка)
я-то по первому Вашему восклицанию подумал, что Вы отторгаете такую идею; хорошо, коли ошибся
From: ex_kosilova Date: October 18th, 2010 08:52 am (UTC) (ссылка)
не, если б была против, так и бы прямо и написала. Я именно что в удивлении, раздумываю.
9 толкований | толковать