?

Log in

No account? Create an account
записи друзья календарь что за дневник My Website раньше раньше дальше дальше
Ислам - искусство стойкости (несгибаемости, непреклонности)? - Юрий Тихонравов
философский дневник
yuritikhonravov
yuritikhonravov
Ислам - искусство стойкости (несгибаемости, непреклонности)?
Я долго думал над тем, каким словом обозначить то главное, что даёт человеку ислам, искусством чего он является. Легче всего, конечно, сказать, что ислам даёт человеку ислам и является искусством ислама, то есть предания себя. Однако сразу видна незаконченность выражения - предания себя чему? И если сказать, что ислам есть искусство предания себя Богу, это нарушит принцип, согласно которому та или иная метафизика открывается лишь в свете определённой задачи, а не наоборот.

Сущность ислама, несомненно, есть единобожие, то есть отказ всерьёз считаться с кем-либо и чем-либо, помимо трансцендентного всему Творца всего. Это даёт силу не пресмыкаться перед силами мира сего, не нарушать священных норм им в угоду. Как выразить это одним словом? Непресмыкание? Непоклонение, основанное на правильном поклонении? Непреклонность? Несгибаемость? Стойкость?

Я решил поверить теоретические вычисления эмпирическим исследованием и заглянул в первоисточники ислама. Прежде всего, хочу обратить внимание на хадис, который по своей эскпозиции напоминает известный евангельский разговор о самой главной заповеди (натолкнувший меня на понимание христианства как агапического искусства). Этот хадис имеется у Муслима, Ахмада и Навави и выглядит так:

Сообщается, что Абу Амр Суфйан ибн Абдаллах ас-Сакафи, да будет доволен им Аллах, сказал:
"Однажды я попросил: "О посланник Аллаха, скажи мне об Исламе в одном слове, чтобы после этого мне не спрашивать ни у кого другого!
Пророк ответил: "Говори: "Я уверовал в Аллаха ", - потом стой прямо".

"Стояние прямо" - истикама - переводится по-русски как "стойкость", иногда как "прямота". Это слово встречается в Коране около десяти раз.

Другим словом, переводимым как "стойкость", является сабр - "терпение", "выносливость" (отсюда распространённые в мусульманском мире имена Сабур, Сабир и проч.). Этот синоним встречается в Коране не менее семидесяти семи раз. Коран просто пестрит указаниями Бога пророку: "терпи!", "будь стойким!". "Стойко ожидай решения Господа твоего, не внемля грешникам и неверным" (76:24). "Будь же, как велено, стоек и вместе с прочими обратившимися не преступай границ дозволенного" (11:112). Имеются и другие синонимы, говорящие о твёрдости, крепости верующего и т.п. Всего этот смысл встречается в Коране около сотни раз, почти в каждой суре.

Часто говорится, что Аллах со стойкими, любит стойких (2:249; 3:146; 8:46), что знамения Аллаха - для стойких (14:5; 31:31; 34:19; 42:33), что стойкость только от Аллаха (16:127), что награда стойких прекрасна (13:24), что она полагается им в двойном размере (28:54) или даже вообще безо всякого счёта (39:10), что стойких ждёт наивысшее мето в раю (25:75) и наконец что только стойких она и ждёт (11:11). "Люди обречены на утраты, кроме тех, кто уверовал, творил добрые дела, заповедал меж собой истину и стойкость" (103:2-3). "Воистину, к тем, кто признал: "Аллах - Господь наш", и был стоек в том, нисходят ангелы. Не страшитесь и не печальтесь, но радуйтесь Раю, обещанному вам" (41:30).

Стойкостью обладали все посланники (6:34), в частности Измаил, Енох и Иезекииль (21:85). Стойкость - основная, отличительная добродетель мухаджиров (16:41-42). Стойкость проявляется в вере как верность (42:15; 58:22), в поклонении (19:65; 25:42; 38:6), в справедливости и нелицеприятии (5:8), в испытаниях и сражениях (3:200). Стойкость и молитва - две опоры верующего (2: 45, 153). Стойкость практически отождествляется с богобоязненностью (11:49), добрыми делами (11:115; 12:90; 16:96) и самой верой (29:58-59).

Наконец, прямые коранические подтверждения приведённому хадису гласят:
"Следуй тому, что дано тебе в Откровении, и будь стоек, пока Аллах не рассудит, ведь Он наилучший из судей" (10:109; см. также 52:48);
"Стойко держись данного в Откровении - стой на этом, не отклоняясь" (43:43).

Конечно, воспитанного в христианской культуре несколько смущает, что в искусстве стойкости почти нет аскетики. Аскетика в исламе, конечно, присутствует - это зухд суфиев и самобичевания шиитов - но она здесь явно маргинальна. Как же можно быть искусным в стойкости и умело противостоять всяким соблазнам, коли ты не занимаешься аскетическими упражнениями? Однако если вспомнить, что аскетика также может быть источником соблазнов (см. также тут), да ещё каких, всё становится на свои места.

Всё это, конечно, пока гипотеза.

Tags: ,

31 толкований | толковать
Comments
benni72 From: benni72 Date: August 25th, 2010 09:17 am (UTC) (ссылка)
Мало что могу сказать об исламе, но нельзя ли рассматривать иудаизм как искусство выбора? Ведь иудеи сами называют себя "народом выбора", что неточно переводят как "избранный народ".
From: _inga Date: August 25th, 2010 09:24 am (UTC) (ссылка)
Лично у меня сложилось впечатление, что иудаизм - это искусство перемены судьбы.
yuritikhonravov From: yuritikhonravov Date: August 25th, 2010 09:58 am (UTC) (ссылка)
когда говорят о народе выбора, всё же имеют в виду выбор Бога, а не выбор народа, поэтому "избранный (Богом) народ" - достаточно адекватный перевод

иудаизм изначально был тем же, чем потом стал ислам, но со временем, по ряду обстоятельств, стал чисто этническим исповеданием - искусством адаптации опред. коллектива к среде его обитания; неслучайно даты записи Корана и окончат. редакции Талмуда гаонами практически совпадают
From: cocuka Date: September 1st, 2010 09:11 pm (UTC) (ссылка)

СКОРЕЕ [бого]ОЗАДАЧЕННЫМ ГОЙ/НАРОДОМ

в чём есть определённая правда, правда период её не совсем ясен (вроде как с моментам предпоявления иудаизма до момента когда в крайнем суфизме человек не прошёл тест на бога пытаясь доказать исламу что он и есть бог (значительная часть народу разделяла его представление) - после окончательно появилась определённость у всех сомневающихся и фактически перестали существовать религии) - смысл такой что они внутри своей религии непрерывно производят определённую практику заставляющее последующую становиться лучше при условии что она не сводит религии до конкуренции, заодно наполняю эту религию безбожниками/аттеистами/многобожниками где с ними должны работать перед тем как передать в последующую ... поэтому такие сложности в участии с ними, те родственники и те кто стал родственным включая народности, и перемещения по планете да огребания когда последующая не выполняла основное условие
From: _inga Date: August 25th, 2010 09:53 am (UTC) (ссылка)
В христианстве "стойкость" - это способность переносить страдания без ущерба для души, и даже к ее пользе. И аскетика тут явно уместна как закаливание. А в исламской "стойкости" читается только верность господину "Аллах - Господь наш" (ну так из вашего поста прочлось). В этом случае аскетика не нужна, а нужно четко и ясно описать бонусы - так они и описаны.
yuritikhonravov From: yuritikhonravov Date: August 25th, 2010 09:57 am (UTC) (ссылка)
аскетич. закаливание как раз м.б. и опасно для души - сами аскетич. авторы говорят о прелести в ходе аскетич. упражнений; и одна из этих прелестей бьёт в самое сердце стойкости, т.к. подрывает единобожие и заменяет Бога на кого-то другого, доступного манипуляциям аскета
From: ex_kosilova Date: August 25th, 2010 11:15 am (UTC) (ссылка)
Полезно. Спасибо.
halid_ibn_valid From: halid_ibn_valid Date: August 25th, 2010 11:38 am (UTC) (ссылка)
Слово "аскетизм" не имеет ничего общего с зухдом, как он понимается в Исламе. Зухд означает отстраненность. В хадисе (Ибн Маджа, аль-Хаким, Байхаки), говорится: "Отстранись от мира, и Аллах полюбит тебя. Отстранись от того, что находится в руках людей, и люди полюбят тебя".
Зухд суфизиа в том, что их отстраненность опустошает их сердца от желаний этого мира. С ее помощью их руки наполняются садакой и щедрыми дарами. Зухд – это отказ только тогда, когда вы признаете, что ваша нужда была иллюзорной нуждой. Ходить в лохмотьях и чересчур голодать это не зухд. Наоборот, зухд в том, чтобы беречь одежду и чинить ее, или есть меньше и не наедаться до пресыщения. Следовательно, зухд является сдерживанием аппетитов. Он заключается в отказе от излишков аппетита, когда душа развивается до такой степени, что уже не нуждается в этой вещи.
From: _inga Date: August 25th, 2010 12:03 pm (UTC) (ссылка)
"Зухд – это отказ только тогда, когда вы признаете, что ваша нужда была иллюзорной нуждой."
"Иллюзорной" - это сверх необходимого?
А "наполнение рук щедрыми дарами" с помощью отстраненности - это цель или побочный эффект? Или это исключительно духовные дары?
k_frumkin From: k_frumkin Date: August 25th, 2010 07:21 pm (UTC) (ссылка)
Главное- не пытаться вывести специфику миссии ислама в современном обществе из исламской доктрины. Опыт показывает, что любые делишки и деяния сочетаемы с любой идеологией.
yuritikhonravov From: yuritikhonravov Date: August 25th, 2010 07:29 pm (UTC) (ссылка)
Вы как-то неясно выразились - это была ирония такая?

я вовсе не пытаюсь говорить о миссии ислама в совр. об-ве, эта какая-то совершенно посторонняя тема

я говорю о смысле ислама и именно его доктрины, его, так сказать, вести человечеству - не только сегодняшнему
From: tashi_telegs Date: August 30th, 2010 10:58 am (UTC) (ссылка)
Так вот каким, оказывается, было вероисповедание Павла Корчагина:)
yuritikhonravov From: yuritikhonravov Date: August 30th, 2010 11:17 am (UTC) (ссылка)
исповедание Корчагина, в смысле Островского - то же, что Горбачёва и Ельцина, причём последние, в отличие от первого, и воспитывались в нём

история коммунизма - яркий пример того, как безбожие рушит самые блестящие и отважные планы; и именно потому, что оно не м.б. надёжной опорой стойкости - уже в след. поколении начинаются шатания и отклонения
From: cocuka Date: September 1st, 2010 11:33 pm (UTC) (ссылка)

КАКОЙ СМЫСЛ ВЫРЫВАТЬ ИЗ КОНТЕКСТА

тем более в переводах включая смыслы которые только при личной трактовки и разъяснениях доверенными людьми воспринимающих писание в оригинале могут быть как-то донесены - выходит что идёт оперирование искажениями в искажениях ради искажений, фактически для последующего флуда

каждый раз когда происходит самобичивание шиитов всегда кто-то на русском языке объясняет что это попытка разделить мучения определённого человека и к исламу имеет только условное отношение за счёт этого человека - это настолько же маргинально как сдать кровь что кстати делается не реже в этот же день была бы потребность ... если есть стоикость в привидённых примерх то только в плане разделения, в более конкретном примере стоикость это неотделение себя от - но обсуждать это всё в ограниченных языках где каждые семь лет смешаются смыслы это какой-то лингвистический маркетинг, притом бесконечный
vlapin From: vlapin Date: September 2nd, 2010 05:15 am (UTC) (ссылка)
У С.Моэма в "Острие бритвы" есть главный герой Ларри, человек очень похож на Вас.О нем автор высказался примерно так:Мы не понимаем людей, которые делают что-то из-за любви к богу, в которого не верят.
Складывается впечатление, что каждый ищущий бога, сам, никогда его не найдет, но будет ближе тех, кто вверяет ему всего себя.То спокойствие и бесконечная забота Аллаха- нужно ли тебе? Возможно, но не больше чем тревога и беспокойство, эти вечные спутники беззаботности и спокойствия.Даже бог не может уничтожить дуальность, скорее наоборот именно он ее и создает.Была смерть, а потом появилась жизнь и так во всем.
31 толкований | толковать